пятница, 12 апреля 2019 г.

Мезенская (палащельская) роспись. Часть 3. Виды изделий, технология, композиция.

Часть первая про историю мезенской росписи - здесь
Часто вторая про теории происхождения мезенской росписи - здесь
А теперь часть третья, заключительная.
Виды изделий.
Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Прялка, с которой ходили зимой на посиделки, была раньше была одной из "визитной карточек" девушки,  которую демонстрировали окружающим. Этакий аналог современных смартфонов - у кого круче :-) Поэтому прялки расписывали очень тщательно. 
Прялка XIXв. д.Палащелье, Мезенский у., Архангельская губ .
Детская прялка (справа) 1917г.  Мастер Федотов Иван Филиппович.
 Из альбома "Русские прялки" Н.В.Тарановская, Н.В..Мальцев, из-во Аврора, Ленинград 1970 г.
Мезенской росписью, помимо  прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. 
Лукошко деревяное. Начало 20 в.
Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В.Журавскоо

В материалах исследователей упоминается только один мастер, изображавший коней на крышках лукошке и коробов - Прокопий Семёнович Новиков. 
Из посуды расписывали ковши. Как раз самое старое изделие в собрании Архангельского музея заповедника - это ковш-птица, датируемый концом 18-началом 19 века. На нем так же геометрический узор по краю.
Ковш. Конец 18-начало 19 в.
Из "Палащельская роспись. Каталог." Архангельск 2005

Расписывали и ложки, но их сохранилось не так много. На них мы видим те же геометрические мотивы, что и на коробах плюс  мотив "древа".
Есть информация, что в Архангельском областном краеведческом музее хранятся единичные вещи с мезенской росписью других видов: санки, блочки для ткацкого стана, охотничьи ружья, блюдо. Очень хотелось бы посмотреть на них, но увы..
Важный момент - этой росписью занимались только мужчины. Хотя в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества Малые Карелы есть короб конца 19 века, автор которого женщина, Шишова Елизавета Ивановна (это известно из подписи, где указано что расписала такая-то). Было или это единичным случаем, когда роспись делала женщина, трудно сказать. Но других примеров пока нет.

Технология изготовления и росписи.
Так как наиболее богатая орнаментация у прялок, технологию изготовления рассмотрим на их примере.  А она нам известна, т.к. исследователям удалось застать в живых некоторых из палащельских мастеров. 
Материалом для прялки служила ель. Гораздо реже делали прялки из березы - такие прялки были дороже. 
Прялка состоит из донца, на котором стоит прялка и сидит пряха; ножки и лопастки, к которой собственно крепится кудель. Сверху лопастка завершается городками.
Музей фресок Дионисия.
Автор: Аксенов Яков Степанович Время создания: 1942 год
Место создания: Архангельская губерния, Мезенский уезд, Койнасская волость, село Палащелье 
Мезенские прялки всегда цельные - корневые. Называли они так потому, что  делались из ствола, переходящего в корень. Такие прялки крепче, чем составные (когда лопастка с ножкой вставляются в донце и закрепляются).  Прекрасны и точны местные названия таких прялок: корица, корневуха и метко и прямолинейно поджопница (моё любимое!). Выбирали дерево для прялки и вырезали её обычно те же мастера, что делали потом роспись, или их ученики (обычно сыновья - ремесло было семейным делом).
Ножка у мезенской прялки 4х гранная, длинная. Лопастка узкая и длинная, слегка сужается кверху и увенчана городками - от 1 до 5, уменьшающимся к центру. По краям лопасти зубчики для крепления куделя. Мезенские прялки не имеют резьбы - только роспись. Роспись покрывает всю прялку, кроме донца. 
Мезенская (палащельская) роспись - графическая, т.е. основу составляет контур, линия, штрих, а цвет только поддерживает рисунок, выполняя второстепенную роль. Убери цвет - рисунок сохранится, убери линию - рисунка не станет. Я так это поняла - пусть специалисты меня поправят, если я ошиблась.
Здесь просто цвет. И что изображено - не понятно.
Добавила графику - и всё понятно!
Итак, прялка или другое изделие вырезано и отшлифовано. Информации о том, что мезенские мастера грунтовали изделие, нет - писали сразу по дереву. Сейчас изделие грунтуют перед росписью. Варианты грунтов разные - самый простой это клей ПВА, разведённый водой или жидкий крахмальный клейстер. В традиционной мезенской росписи грунтовки фона краской не было - белый фон в этнографических образцах мы видим в подражательной росписи (Селецкой). Предположу, что современные изделия с белым фоном пошли от этих образцов, тем более что и красный цвет здесь более яркий - в Сельце использовали не природный краситель, а масляную красную краску. 
Цветов в мезенской росписи всего два за редким исключением: красный и чёрный. Их сочетание и рождает гармонию.
Сначала выполнялись все элементы красного цвета, следуя от верха изделия вниз. Краску наносили тонкой кистью из беличего волоса. Сейчас использут тонкий колонок. 
После высыхания красной краски выполняется роспись пером черным цветом. В основном пером выполняется обводка или полностью отдельные элементы по основному фону - по краске пером писали редко. Традиционно использовали глухариные и гусиные перья, позже - обычные металлические перья. 
Как и из чего делали краску? Красную охристую делали, растирая мергель - окаменевшую глину с берегов Мезени. Черную делали из сажи. В горячей воде распускали лиственничную смолу, остужали, процеживали, а потом добавляли растертые пигменты. Сейчас для росписи используют черную тушь и акриловую краску или гуашь  с добавленным в неё ПВА. Цвета - английская красная, красная охра, индийская красная.
Поверх росписи изделие покрывали олифой, вываренной из конопляного масла. Сейчас используют нитроцеллюлозный лак НЦ, паркетный уретановый лак. Я упорно пытаюсь использовать акриловые лаки, так как у меня их много скопилось после увлечения декупажем и они не пахнут. Но с ними есть проблема, которую мне путем проб и ошибок удалось для себя частично решить - они размазывают тушь при нанесении кистью. Я выработала такую технологию: сначала надо обязательно просушить готовое изделие хотя бы 24 часа в сухом теплом помещении. Затем нанести 2 слоя самого дешёвого лака для волос с промежуточной сушкой 24 часа. Нанести надо плотно, чтобы он покрыл всю окрашенную поверхность. После нанесения второго слоя сушить 24 часа и затем очень аккуратно, легко, но при этом тонким слоем самой мягкой кистью нанести лак. По одному месту второй раз желательно не проходить. Второй слой тоже наносить нежно, а вот третий, если нужен, можно наносить смелее.
Кстати, доску, которую показала выше, испортила лаком. Он был слишком густым и часть туши смазалась, несмотря на лак для волос. Вот так. 

Композиция
ПрялкиПоверхность лопастки разделена на части лентами узора, которые называются бёрдами (по аналогии с ткацким станком). 
Лицевая сторона у всех прялок практически одинакова по композиции - строго определенное построение соблюдалось мастерами практически неукоснительно. Здесь есть три основных яруса: если смотреть снизу вверх, над нижним бёрдом, над подземным миром, в мире земном будет вереница коней и над ним ряд оленей, а в верхнем мире будут птицы. Бёрда заполняются геометрическим орнаментом. В верхней части, между среднем и верхним бёрдом,  в окружении курочек обычно размещали "окно" и на лицевой и на обратной стороне.
Прялка. 1904 г.
Из "Палащельская роспись. Каталог." Архангельск 2005
Птицы размещаются как бы в двух ярусах: между средним и верхним бёрдом, окружая окошко, и надо верхним бёрдом - в городках. Исследователи предполагают, что два верхних мира - это олицетворение представления о "тверди небесной", когда есть видимое небо, а над ним невидимое нам небо душ и богов, закрытое от нас плотным куполом -"твердью небесной". 
Несмотря на такую строгую каноничность нет ни одной прялки, повторяющей другую. Кони, олени, птицы могут быть одинаковыми, но геометрический орнамент и дополнительные заполняющие элементы всегда будет разные.
На обратной стороне прялки, повернутой к пряхе, соблюдался тот же общий канон построения росписи, что и для другой стороны, но изображения между нижним и средним бёрдом (в земном мире) тут разнообразны. Здесь может быть как один конь, так и целая сценка: охота, группа деревьев, выезд на санях, сражающиеся всадники, пароходы.







Фото Николай Телегин https://vk.com/photo158450878_417370649



Короба. Короба имели овальную, круглую или реже прямоугольную форму. Орнамент крышки  строился от центра к краям. Розетка "подстраивалась" под форму крышки - могла быть простой или составной. Затем шел ряд чередующихся диагональных красных и белых полос.
Новиков Сидор Алексеевич Лукошко мезенской росписи. Начало XX в.
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Стенки снаружи были украшены так же розетками и рядами красных и черных штрихов. При этом одинаковых коробов нет, даже если розетка одна и та же. Современные мастера пишут на стенках и птиц, и оленей и коней, но в этнографии подобное - большая редкость. Я пока видела только один этнографический короб с изображением птички.
Лукошко Период создания: 15 мая 1894 г. Государственное бюджетное учреждение культуры "Ненецкий краеведческий музей"
Ложки. На ложках по краю часто использовали ряд зубчиков. Узор мог наноситься только снаружи или и внутри и снаружи. Узором обычно было древо жизни или та же розетка, что и на коробах.

Семантика узоров.
Про семантику узоров применительно к мезенской росписи можно почитать узоров  вот здесь  По мне написано неплохо, может быть только слегла восторженно.

И предлагаю Вам посмотреть небольшой фильм из цикла Ремесло - выпуск 60, Мезенская Роспись с мастером а автором книги "Мезенская роспись: Азбука" Ольгой Николаевной Шелепеевой.



Список литературы по теме, из которой я брала информацию:
"Мезенская роспись: азбука" Шелепеева О. Н., Аверина Г. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2016
"Палащельская роспись: каталог", Архангельск, 2005 г.
"Русские прялки" Н.В.Тарановская,  Н.В..Мальцев, из-во Аврора, Ленинград 1970 г.
"Росписи жилых домов Русского Севера" Ольга Севан, Прогресс-Традиция, Москва, 2007 г.
"Русская народная живопись" С.К.Жегалова, и-во Просвещение, 1984 г.
"Росписи на Мезени и Печёре" Н.В. Тарановская в сборнике статей "Русское народное искусство Севера", Ленинград, Советский художник, 1968 г.
"Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера", С.И. Дмитриева, Москва, Наука, 1988 г.
"Петроглифы Онежского озера и культ плодовитости" Буров Г.М., Учёные записки Таврического национального университета им В.И.Вернадского, Серия "История", том 17 2004 г. №1, стр. 14-23
"Традиции росписи по дереву Верхневычегодских Коми в конце 19 - первой четверти 20 в" В.Э. Шарапов, И.В. Земцова Археология, этнография и антропология Евразии (58) 2014

20 комментариев:

  1. Аня,большое спасибо за такой подробный рассказ, да еще с описанием собственного опыта росписи.Прялки и вправду впечатляют, жаль мало таких вещей остается, ведь очень интересно рассматривать их и сравнивать друг с другом, кто, что и как нарисовал, что хотел этим сказать...
    ...Сравнение со смартфоном улыбнуло...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, опыт пока небольшой совсем. Если честно, эта доска моя худшая работа, но только её я сообразила сфотографировать до росписи тушью.
      Спасибо музеям, которые такие вещи собирают хранят, реставрируют, изучают и хоть частично нам показывают, в том числе благодаря интернету. Сравнивать действительно интересно, как и пытаться понять смысл рисунка.
      Ага, забавное сравнение получилось. Во все времена девушки стремились оказаться лучше подружек, обратить на себя внимание парней. Может в чем-то мы и не так уж сильно отличаемся от наших предков?

      Удалить
  2. Аня, дорогая, спасибо за интересный пост! Тонкая, однако, работа эта мезенская роспись, но очень красивая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, непростая, это верно, но увлекательная!!!

      Удалить
  3. Спасибо, Аня! Очень интересный рассказ о мезенской росписи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, рада что интересно! Скоро покажу свои первые работы.

      Удалить
  4. Аня, очепятка - "строго определенное посторонние соблюдалось", там наверно "построение" должно быть
    Ну спасибо! Очень обстоятельно и интересно! О многих вещах я не знала.
    Видела большое количество мезенских прялок в Ферапонтово. Но стоят они в самом дальнем и темном углу. Смотрительница включила весь мыслимый свет, но помогло слабо. Хочешь пришлю тебе фотографии? Там вообще совершенно потрясающее собрание прялок. Часа полтора прыгала с камерой)) Сейчас тебя почитала и снова открыла фотографии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, пора обзаводиться редактором видимо! Столько раз вычитывала и всё-таки просмотрела опечатку. Глаз видимо "замылился". Спасибо за внимательность - исправила.
      Да уж, с освещением в музеях часто проблематично. Понятно, что для лучшей сохранности так надо, но иногда без света сложно понять всю красоту. Особенно когда такая двухцветная и тёмная роспись, как мезенская. Может когда-нибудь придумают, как сделать так, чтобы было светло и вещи не портились при этом. Ха-ха, я на выставке платков около одного экспоната так прыгала из-за тусклого света :-)
      Мы ни до Ферапонтово, ни до Кириллово-Белозерского монастыря не доехали пока. Если пришлёшь фотографии, буду ну очень-очень благодарна! Уверена, это кладезь красоты и вдохновения!

      Удалить
    2. ))) почту пиши abeskrovnaya@mail.ru

      Удалить
    3. Я еще в Пскове мезенеские прялки фотографировала)

      Удалить
  5. Сколько красоты, сколько информации!!! Посмотрела и даже захотелось самой попробовать что-то нарисовать :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, не представляешь, как порадовали твои слова, что захотелось самой попробовать! А почему бы и нет? В наш век Интернета можно многому даже по удалёнке научиться, было бы желание.

      Удалить
  6. Анечка,спасибо за просвещение! Очень интересно!
    Буду ждать твои работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, мне очень приятно, что интересно - значит не зря старалась!
      Скоро покажу свои первые работы.

      Удалить
  7. Очень интересно!
    Как много разных видов росписей и все со своей историей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно! Я столько новых росписей для себя открыла! А то привыкли - Хохлома, Городецкая и всё.

      Удалить
  8. Круто, Аня! гы-гы, лучше бы я с прялкой ходила, чем со смартфоном))))
    Искала-искала курочек на росписи, так и не нашла. Чо-то не по глазам;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, размер только сильно побольше - особо с собой прялку не потаскаешь :-) Представь - заходишь в автобус с прялкой....
      Курочки - это красные птички-загогулины, которых очень-очень много. Не всегда понятно, что это птички.

      Удалить
  9. Аня, спасибо за познавательный рассказ!Столько красоты! Интересно рассматривать разные виды росписи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, да, очень красиво даже сейчас, после стольких лет использования и разных повреждений. Какими же красивыми они были, когда их только сделали!

      Удалить