четверг, 14 марта 2019 г.

Мезенская (Палащельская) роспись. Часть 1. Место бытования, история изучения.

С середины января я хожу на курсы по Мезенской (Палащельской) росписи. Конечно же я была бы не я, если бы помимо собственно занятий росписью не изучила её историю. Хотела сделать маленькую коротенькую публикацию о ней, а потом показать свои первые работы, но вышло "Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо" (цитата из фильма "Карнавальная ночь") Поэтому рассказ будет длинный - аж из 3х публикаций. Начнём?
***
Ничто не рождается из пустоты и не исчезает бесследно.

Среди русских традиционных росписей Мезенская (другое название - Палащельская) пожалуй самая узнаваемая, необычная и загадочная. Она не похожа на другие наши росписи с их яркостью и многоцветностью, травными и цветочными рисунками. И даже те элементы, которые совпадают - кони и птицы, имеют другую, не живописную, а скупую и примитивную графическую форму.
Фото Николай Телегин. https://vk.com/photo158450878_456240827
Всего два цвета краски - красный и чёрный, и натуральный фон дерева позволяют тем не менее создать гармоничный и привлекательный мир.
Фрагмент прялки, начало 20 века. Из РУССКАЯ НАРОДНАЯ РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
Про эту роспись можно смело сказать - мы знаем, что ничего не знаем. Когда, где, из каких истоков возникла Мезенская роспись, точно не известно, хотя она и считается наиболее древней по своему характеру среди других русских росписей. Об этом судят исходя из архаичности сюжетов, технологических и художественных особенностях росписи. При этом самое старое известное изделие с Мезенской росписью датируется концом 18 - началом 19 в.
Первоначально этот тип росписи бытовал только в одном селе - Палащелье Мезенского уезда Архангельской губернии, что стоит на реке Мезень. И называлась она Палащельская по селу. Уже позже ей дали название Мезенской по реке, на которой стоит село и берега которой дают красно-охристую окаменевшую глину для красной краски.
Обрывистый красный! берег Мезени.
Фото отсюда http://m.diary.ru/~denx/p211461902.htm?oam
Заселение этих земель новгородцами началось с 12 века. До этого здесь жили племена угро-финской языковой группы - летописная чудь белоглазая, затем предки коми. 
Село Палащелье с конца 18 и до начала 20 века относилось к Койнасской волости Мезенского уезда Архангельской губернии. Первое письменное упоминание о самом селе Палащелье относится к середине 16 в, но почему-то в то время русское население здесь не закрепилось. Возможно причиной был пожар (отсюда и версия названия села Палащелье - щелье, где был пал (пожар)). А на рубеже 16-17 веков сюда пришёл Иван Игнатов с сыновьями из Важского уезда Архангельской губернии, которые как новые жители деревни, "новики" получили фамилию Новиковы. Это были основатели одной из династий мастеров Палащельской росписи.
Село Палащелье. Из Ю.Арбат "Путешествие за красотой" Из-во Искусство,Москва, 1966 г.
Первое упоминание о том, что в Койнасской волости занимались изготовлением и росписью деревянной посуды относится к 1785 г.  Земли здесь бедные, прокормится только сельским хозяйством невозможно, а охота и рыболовство не приносили достаточного дохода, вот и уходили крестьяне на подработку в Санкт-Петербург и Архангельск, на Олонецкие горные заводы. А кто оставался, тот мастерил в зимнее время на продажу прялки и посуду.
Федотов Н. Мезенский уезд, Архангельская губерния. 1901 находится в Русском музее. 
Известны фамилии палащельских мастеров XIX - XX века: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Шишовы и Кузьмины. Среди мастеров существовала специализация - кто-то вырезал и расписывал прялки, кто-то предочитал ложки, другие гнули из берёзового луба и расписывали короба.
Короб. 1929 г. Мезенский у. Архангельская губ.
Из: Русский музей представляет: Народное искусство. Путеводитель/Альманах. Вып.17 7 СПб: Palace Editions, 2007

В конце 19 - начале 20 века промысел был очень интенсивным, о чём свидетельствует широкий ареал сбыта продукции и появление подражательных центров в с. Сельцо Холмогорского уезда (Селецкая роспись) и с. Покшенга (Понькшенгская роспись) Пинежского уезда. У них есть свои особенности, позволяющие отличить их от Палащельской росписи, но сейчас я касаться их не буду. 
Изделия палащельских мастеров участвовали во 2ой кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 г, ездили на выставку в Берлине. В 20ые годы 20 века промысел развивался, в том числе и в связи с нехваткой промышленных товаров. На некоторых прялках этого времени цена указана в футах хлеба, а не деньгах. Второй причиной развития промысла была государственная поддержка кустарных промыслов в это время. Но к концу 1920ых промысел угасает в связи с появлением устойчивого заработка и распространением фабричных изделий. Кустарная продукция стала просто не нужна - её заменила массовая промышленная, а прялками пользовались только пожилые женщины.
Мезенские прялки в работе в сочетании с самопрялкой. Деревня Кишма, 1950-е
Первоисточник фото пока не нашла.
Выжили только те промыслы, в существование и развитие которых вкладывалось государство, создавая артели и позже фабрики. Тем не менее в небольших количествах изделия с Мезенской росписью создавали в течении всего 20 века - для своих, для различных выставок и музеев. В частности в одном из центров подражательной росписи - д. Селище, изделия с Мезенской росписью в течении 20 века создавал Фатьянов Иван Степанович.
Фатьянов Иван Степанович, Короб-хлебница 1985 г.Архангельская обл., Лешуконский р-н, Ценогорский с/с, дер. Селище


Время угасания росписи совпало с началом её изучения. С 1920ых годов ею занимались краеведы, энтузиасты, журналисты: В.С. Воронов, Ю.Арбат, А.В.Новиков. Их труды не всегда следуют научному методу, но важны тем, что тогда ещё были живы старые мастера палащельской росписи и информацию об их работе можно было получить из первых рук.
Палащельский мастер Иван Васильевич Кузьмин за работой в 1962 году
Из Ю.Арбат "Путешествие за красотой" Из-во Искусство,Москва, 1966 г.
Сотрудники музеев, этнографы активно изучали роспись в 1960ых - 1970ых (О.В. Круглова, Н.В.Тарановская, С.И.Дмитриева), когда так же были живы ещё некоторые мастера. 
Учебные материалы, позволяющие научиться росписи, опубликовали в наше время Л.А.Изместьева, Наина Величко, О.Н.Шелепеева.
Мезенская (Палащельская) роспись никуда не делась - на коммерческой основе ей занимается предприятие Беломорские узоры, а кустарно ею занимаются по всей России, преподают в школах и кружках. Да, трактовка сейчас часто очень вольная - не все считают необходимым придерживаться канона росписи. Но про неё помнят, знают и любят.
Работа Беломорских узоров. Фото https://vk.com/photo-27703750_456239235
В следующей публикации расскажу о самом интересном - откуда есть пошла Мезенская роспись. Список литературы будет в третьей части.

18 комментариев:

  1. Очень интересная история!!!
    Роспись такая нравится,особенно на туесочках)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ещё какая интересная!
      Туесочки действительно хороши. Раньше на них рисовали только геометрический орнамент (за редким исключением), а сейчас всё больше кони да олени. Мне все варианты нравятся.

      Удалить
  2. О!!!!!!!!! отличный доклад! огромное спасибо! очень интересно, с нетерпением жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скажешь тоже - доклад :-) Скорее резюме по прочитанному на тему.

      Удалить
  3. Аня,спасибо:) Очень интересно,ждем-ждем продолжения:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, обязательно будет - текст уже написан, осталось картинки подобрать и вставить.

      Удалить
  4. Спасибо, очень интересно почитать продолжение. Необычные мотивы этой росписи завораживают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Завораживают - очень точное слово! Я когда расписываю, о времени забываю.

      Удалить
  5. Аня,красивая роспись.Видела ее ,но не знала историю.Очень интересно было почитать.
    Лошадки у них очень привлекательные и запоминающиеся.
    Жду продолжения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, лошадки - это да, фирменный знак этой росписи. Ещё лоси эффектные. А меня больше привлекает гармоничность композиции, сочетание красного и чёрного, строгой геометрии с отдельными фигурами животных и птиц.

      Удалить
  6. Аня, большое спасибо за этот пост. С нежностью вспоминаю Мезенскую роспись, несколько лет тому назад я делала несколько работ с ней.
    ЗДЕСЬ и еще ЗДЕСЬ

    ОтветитьУдалить
  7. Жду продолжения. Очень интересное исследование. Мезенские лошадки такие трогательные, мне кажется, что они не могут не нравиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, они такие милые - наивно-примивные, как детские рисунки. Но при этом вписываются в композицию, которую простой не назовёшь. А задачка разместить коней в один ряд так, чтобы хвосты уместились, но лишнего "воздуха" не осталось, очень-очень непростая.

      Удалить
  8. Анечка,спасибо за рассказ,тоже буду читать продолжение!
    Теперь буду иметь представление и уж если что то увижу,узнаю сразу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, мне доставляет удовольствие делиться полученными знаниями. От этого возникает ощущение, что не зря учусь, не только для себя лично.
      Мезенская она очень узнаваемая. Надеюсь у тебя будет возможность блестнуть знаниями :-)

      Удалить
  9. Аня, очень познавательно и интересно)) у Наташи на открытках видела расшифровку элементов - получается в рисунке было заложен смысл, рассказ, послание (вспомнила, что так делали при вышивке)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По символике есть варианты прочтения, но все расшифровки, что нам предлагают, это более или менее обоснованные предположения. Абсолютно точно смысл знаков никто не знает - когда ученые начали их изучать, носители традиции уже утратили эти знания. Но о том, что значит знаки росписи и вышивки по устоявшемуся мнению, я расскажу в третей части.

      Удалить