среда, 17 апреля 2019 г.

Мезенская (палащельская) роспись. Проба пера.

Ещё летом прошлого года появилось желание заняться народными росписями. Зрело оно подспудно, проявляясь в восхищении изделиями народных мастеров в музеях и мыслью "хочу уметь это!" Даже была попытка кое-что расписать, в принципе оформившаяся уже в этом году в готовое изделие. Ну а окончательно я решила, что этот год посвящу изучению народных росписей, после посещения музеев Вологды в ноябре 2018 года и выставки "Русский Север" в ГИМе. 
Изучение чего-то нового я всегда начинаю с поиска подходящей литературы. Нашла море книг по самым разным видам росписи, но с какой начать, как-то не задумывалась. И, как это часто у меня бывает, ответ пришёл сам - в культурном центре, где я занимаюсь традиционной вышивкой, появились курсы по Мезенской росписи!
В результате вот уже три месяца хожу на занятия по мезенской росписи в культурный центр Славич к мастеру Евгении Тихоновой. Занимаюсь раз в неделю, по вечерам после работы, что меня очень устраивает.
От занятий и от самой росписи получаю массу удовольствия, хотя она далеко не так проста, как кажется. Не всегда всё получается, некоторые изделия хочется сжечь, но я покажу всё, что готово на данный момент, а не только то, что получилось. Надеюсь, что со временем аккуратность выполнения улучшится и, просматривая свои первые работы, я увижу прогресс.

1. Кругляшки. 
Подобные мотивы (распаханное поле, проросшее семя) обычно располагали на коробах (на крышке, по стенкам) и на ложках.
Женя предлагала сделать из этих заготовок брошки или магниты, но я придумала другое применение - сделала крышку на банку с булавками, т.к. деревянная заготовка идеально подошла по размеру. 
Просто взяла объёмный двусторонний скотч и приклеила заготовку к баночке от одного из косметических средств Lush. Вторая баночка от средства из Bodyshop с убтаном, стоит в ванной.

2. Ложки. 
Подойдут для сухих сыпучих продуктов. Пока лежат у меня без дела - для всех продуктов давно подобраны подходящие к ним ложечки.
Все мотивы (древо, символы плодородия, роста, увеличения) взяты с реальных этнографических ложек, как и мотив зубчиков во краям (подобные зубчики встречаются не только в росписи, но и в традиционной одежде и считается, что это символ защиты). 


3. Расчёски. В этнографии нет расчёсок с мезенской росписью, так что тут была задача нанести ту роспись, которая соответствовала бы назначению изделия в соответствии с общепринятой семантикой знаков. Я взяла символы земли, растений, воды, увеличения - чтобы волосы лучше росли. Корни у ёлок на севере очень крепкие, они могут удерживать ель под большим наклоном долгие годы. Пусть и волосы будут такие же крепкие, как эти ёлки. Пёрышки - символ неба, лёгкости, ветра. Пусть волосы будут лёгкими в уходе. Ну а птичка помимо остальных значений - символ женщины, как и лунные знаки.
Одна расчёска перекочевала на работу. Мне очень нравятся птички на ней - идеально уместились в уголках!


Вторая ждёт, когда моя старая деревянная расчёска окончательно развалиться и тогда я буду использовать её дома. 


4. Досочка 1. Здесь композиция построена по принципу той стороны прялки, что обращена к пряхе. Мотивы взяты с этнографических прялок.
Мне очень нравится то, что получилось. Правда очередной экспериментальный лак лёг очень странно. Доска отправилась в деревню - используется исключительно для нарезки лимона и имбиря, ну и для украшения пространства конечно. 



5. Досочка 2. Вот её как раз мне бы хотелось сжечь - сплошное расстройство. Птички страшные, скорее на змей похожи, окошко вверху неаккуратное, среднее бёрдо зрительно "тяжелее" нижнего - надо было местами их поменять.
Правда композиция в целом мне нравится - это лицевая сторона прялки со всеми бёрдами, рядами коней и оленей.
Как ни странно, издалека всё равно смотрится неплохо - вот в чём сила отточенного канона! Тоже будет для лимона и имбиря, только в городе. 

Пока всё, но я продолжаю заниматься палащельской (мезенской) росписью. Идей - море! По мере появления новых изделий, буду показывать их.
Помимо мезенской росписи, самостоятельно изучаю и осваиваю ещё некоторые виды традиционной росписи, о которых тоже обязательно расскажу. Как говориться, следите за эфиром! 

26 комментариев:

  1. Обалдеть какая красота!!!!!!!!!!!! Я вообще огрех не вижу! и птички хороши)) мне кажется только художник может прям все идеально сделать. А так и на крестьянских прялках фигуры отличаются.
    Очень очень хорошо! Продолжай)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, в этом сила орнамента - когда расписываешь тушью чёрной, всегда огрехи краски зрительно скрываются.
      Красных птичек надо тренировать - они на крестьянских прялках красивее гораздо. Планирую сесть и потренироваться в ближайшее время.
      Обязательно буду продолжать.

      Удалить
  2. Очень понравились твои подписные творения, Аня! Продолжай расписывать новые изделия, а мы будем любоваться;)

    ОтветитьУдалить
  3. Боже! Аня,как же это красиво и стильно иметь предметы собственноручно расписанные!Это же богатство какое! Молодец. А мне очень понравилась вторая досочка,она богато расписана!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, не раз вспоминала Коко Шанель в последнее время, её фразу про то, что иметь вещи ручной работы - это роскошь. И надо или самому учиться их делать или платить мастеру за его работу. Очень рада, что роспись у меня получается и я могу окружить себя этой роскошью.

      Удалить
  4. Аня, я тебя похвалю, ты большая молодец, почти все получается. Еще немного и будет просто высший пилотаж!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, думаю полностью довольна тем, что получается, не буду никогда. И это хорошо - будет к чему стремиться. Спасибо за похвалу!

      Удалить
  5. Аня, все работы очень красивые! Продолжай расписывать изделия, будет интересно посмотреть на результат. Последняя досочка тоже понравилась. Может там и есть какие-то недостатки, автору виднее. А в целом красиво и оригинально получилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Натали, спасибо!
      Недостатки кроме автора видят ещё и профессионалы. Я всегда готова выслушать объективную критику. Мой преподаватель Женя регулярно это делает и я ей очень за это благодарна - знаю, что тренировать надо ещё и ещё, а что уже хорошо получается.

      Удалить
  6. Очень красиво! На мой взгляд, все предметы заслуживают внимания и восхищения! Аня, ты молодец, у тебя все классно получается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо! Меня очень вдохновляют такие комментарии!

      Удалить
  7. Аня, уютные вещи получаются, хорошо что им находится применение, чтоб не только интерьерными быть)) Почему-то очень расческа понравилась, как-то легко сочетаются зубья с узором. И почему не расписывали расчесок?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, мне вот тоже интересно стало. Посмотрела в goskatalog.ru какие гребешки и расчёски этнографические есть в наших музеях.
      Так вот - деревянных вообще очень мало и места для росписи на них почти нет. Вот видимо поэтому и не заморачивались. Более распространены были гребешки из рога (у меня кстати такой хранится - от бабушки достался) и кости. Очень красивые гребешки из металла, в основном из меди.

      Удалить
  8. ...Только автор видит где сделанное отличается от задуманного, а мы видим красивые вещи.Другой вопрос нравится-не нравится, но это дело вкуса...
    Аня, если есть желание, твори! С каждым разом будет все получаться лучше и лучше, а первые вещи оставь для сравнения, интересно будет...:)
    Мне очень нравятся крышечки, такие маленькие и миленькие...:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, мне нравится и процесс и результат. Буду совершенствоваться.
      Мне очень нравится сочетание этих деревянных кружочков с чёрными банками, пусть даже и пластиковыми. Особенно хорошо с матовым пластиком смотрится, как мне кажется.

      Удалить
  9. Аня,какая ты молодец!!Создаешь красоту!Мне нравится ВСЕ.
    Расчески такие красивые и какая тонкая работа.
    Досочки расписные просто прелесть! В этой мезенской росписи мне особенно нравится как пишутся лошадки..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, лошадки хороши конечно - это самый узнаваемый элемент мезенской росписи наверное, хотя есть множество предметов, где нет лошадок. Пишутся они легко, для меня проще много лошадок написать, чем красных птичек.

      Удалить
  10. Очень интересные работы. Особенно расчески и первая доска понравились. Буду ждать новых свершений:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо! Пара вещей разной степени готовности в работе и ещё куча в задумках. Где только взять столько времени...

      Удалить
  11. Аня, как здорово посещать такие занятия, это, наверное, как медитация. Работы очень красивые и оригинальные, коники такие забавные. Расчёски понравились больше всего, а вообще все изделия хороши, самобытны, особенно приятно то, что они используются по назначению.
    Аня, мне очень понравился дизайн от Совиного леса "Прялка", мечтаю купить этот набор, вот что-то сродни таким орнаментам и красный цвет основной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, да, наверное немного медитация. А может смехотерапия ещё, учитывая как мы там хохочем.
      У Совиного леса за основу взята борецкая роспись для их прялки - тоже буду её изучать чуть позже. Они вообще молодцы, что обратились к народному искусству.

      Удалить
  12. вот это да! как же здорово, Аня! Ну это ты знаешь, что что-то не так, а мы не знаем, нам все нравится! Столько работы! Главное, чтобы все в радость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо! Согласна - если самой нравится, то и получается хорошо.

      Удалить
  13. Потрясающе! Ничего сжигать не надо, все невероятно красиво, глаз не оторвать! Очень понравились расчески! Может быть тоже как-нибудь решусь попробовать роспись на расческе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо! Мне теперь вообще любую деревяшку, попавшуюся на глаза, хочется расписать - приходится себя сдерживать :-)

      Удалить