О истории Мезенской росписи можно почитать здесь. А это вторая часть - про её корни.
Так как про происхождение Мезенской (Палащельской) росписи ничего точно не известно, теорий на этот счёт достаточно много. Какие-то на грани фантастики, какие-то вполне логичны, но имеют слабые места. Одни дополняют друг-друга, другие не состыкуются. В общем, это самое загадочное в истории этой росписи! Рассмотрим основные версии?
1) Первобытное искусство. Наверное самая популярная версия.
"Невольно рождалась мысль о связи мезенской росписи не с другими гнездами русского изобразительного искусства, а с рисунками первобытных, особенно северных народов" - так пишет исследователь мезенской росписи, журналист Ю.А.Арбат.
"Невольно рождалась мысль о связи мезенской росписи не с другими гнездами русского изобразительного искусства, а с рисунками первобытных, особенно северных народов" - так пишет исследователь мезенской росписи, журналист Ю.А.Арбат.
Действительно, некоторые узоры напоминают петроглифы, ну а о древнейшем происхождении геометрического орнамента говорят многие учёные. Опосредовано искусство неолита можно проследить чуть ли не в любом произведении декоративно-прикладного искусства. Но возможно ли в данном случае прямое заимствование? Уж больно архаичными выглядят элементы мезенской росписи...
А.В.Новиков, исследователь и потомок мастеров Палащелья, предполагал что да: жители села среди прочих отхожих промыслов работали на Олонецких горных заводах. Рядом - Онежское озеро с его петроглифами. Кто-то из мезенцев мог увидеть и воспроизвести эти рисунки на свой лад.
Слабые места данной теории: петроглифы находятся на восточном берегу Онежского озера, а заводы находились на северных полуостровах. В принципе недалеко, но не в пешей доступности.
Во-вторых, воспринимали христиане эти рисунки как бесовские и воспроизводить их им бы и в голову не пришло. Одно из мест, где находятся такие рисунки, так и называется - Бесов Нос. А монахи соседнего Муромского монастыря, как считается, даже пытались нейтрализовать "дьявольские картины", выбив на "бесе" христианский крест.
Третий момент: изображений лошадей, столь характерных для Мезенской росписи, здесь нет - олени есть, человечки есть, лебеди есть, лодки есть. А лошадей нет. Зато есть рыбы, а в Мезенской традиционной росписи их нет, хотя одним из занятий мезенцев было рыболовство. Да и геометрический орнамент не блещет тем разнообразием, что мы видим в росписи - есть спирали, круги и полумесяцы, которые учёные трактуют как солярные и лунные знаки. Впрочем, не факт, что открыты уже все петроглифы.
А.В.Новиков, исследователь и потомок мастеров Палащелья, предполагал что да: жители села среди прочих отхожих промыслов работали на Олонецких горных заводах. Рядом - Онежское озеро с его петроглифами. Кто-то из мезенцев мог увидеть и воспроизвести эти рисунки на свой лад.
Слабые места данной теории: петроглифы находятся на восточном берегу Онежского озера, а заводы находились на северных полуостровах. В принципе недалеко, но не в пешей доступности.
Во-вторых, воспринимали христиане эти рисунки как бесовские и воспроизводить их им бы и в голову не пришло. Одно из мест, где находятся такие рисунки, так и называется - Бесов Нос. А монахи соседнего Муромского монастыря, как считается, даже пытались нейтрализовать "дьявольские картины", выбив на "бесе" христианский крест.
"Бес" с крестом. Фото https://www.culture.ru/materials/32944/karelskie-petroglify |
Олени. Фото https://wikiway.com/russia/petroglify-karelii/photo/ |
Лебеди. Фото https://wikiway.com/russia/petroglify-karelii/photo/ |
2) Греческая роспись геометрического стиля.
В.С. Воронов в качестве даже не версии, а наблюдения, сопоставил орнаменты мезенской росписи с греческой росписью стиля Дипилон (геометрического стиля).
Да, похоже, даже очень. Но одной похожести мало, чтобы делать вывод о преемственности.
Архаичные росписи вообще имеют много общего. Если брать петроглифы - похожи изображения животных, о чём я уже писала выше. В других районах есть и лошади и те же олени.
А похожие геометрические орнаменты есть и в росписях инков Перу (тут даже цвета те же - охра и черный) и наверняка где-то ещё можно найти похожие мотивы, если порыться.
Где могли мезенские мастера увидеть роспись этого стиля, я не знаю. Только если сделать предположение в стиле "нью-эдж": что мастера из Греции переселились на Север, в Палащелье. Ну а если серьёзно, некоторая схожесть позволяет максимум с осторожностью искать какие-то общие источники в глубинах веков, в индоевропейской и до-индоевропейской общности.
В.С. Воронов в качестве даже не версии, а наблюдения, сопоставил орнаменты мезенской росписи с греческой росписью стиля Дипилон (геометрического стиля).
Лувр. Attic pyxis 740 гг. до н.э.
|
Архаичные росписи вообще имеют много общего. Если брать петроглифы - похожи изображения животных, о чём я уже писала выше. В других районах есть и лошади и те же олени.
Петроглифы Алтая. Охраняются ЮНЕСКО https://whc.unesco.org/ru/list/1382 |
Шишкинские писанцы на реке Лена Фото отсюда http://www.irk.aif.ru/irk_legend/irk_legend_details/80247 |
А похожие геометрические орнаменты есть и в росписях инков Перу (тут даже цвета те же - охра и черный) и наверняка где-то ещё можно найти похожие мотивы, если порыться.
Арибал - керамика инков. Фото отсюда https://www.russian-mayolica.ru/page/ceramica-peru/ |
3) Искусство новгородцев-переселенцев и резьба по дереву.
Версии о новгородских корнях росписи придерживается О.Н.Шелепеева, сравнивая орнаментальные резные мотивы на новгородских деревянных предметах из раскопок в Великом Новгороде с геометрическим орнаментом Мезенской росписи их потомков из Палащелье.
Из "Мезенская роспись: Азбука" Шелепеева О.Н., Аверина Г.С., Москва 2016 |
Из "Мезенская роспись: Азбука" Шелепеева О.Н., Аверина Г.С., Москва 2016 |
Исследователи В.М.Василенко, В.С. Воронов, Н.В.Тарановская придерживались мнения, что росписи предшествовала контурная и трёхгранно-выемчатая резьба по дереву, бытовавшая в том числе и в Новгороде. Примером перехода от резьбы к росписи во второй половине 19 - начале 20 века являются например городецкие прялки, среди которых есть прялки просто с резьбой и инкрустацией, и переходные прялки и с резьбой и с росписью, и наконец прялки только с росписью. Вот только среди Мезенских прялок экземпляров с резьбой и росписью нет. Хорошо бы найти недостающее звено эволюции.
4) Искусство местного до-русского населения - коми и летописной чуди.
Соседями и предшественниками русских и коми в этих местах были племена, известные металлопластикой "пермского звериного стиля". Исследователи видят преемственность от них в делении прялки на 3 мира, как на шаманских бляшках - подземный, земной и небесный, и в части сюжетов.
Пластина с изображением всадника на фантастическом
животном
V-VI вв. н. э. Прикамье, бронза, литье
|
Пронизка "утколось"
VI-VII вв. н. э., Прикамье, бронза, Техника: литье по восковой модели
Пермская губ. д. Марково,
Пермский уезд. Верхнее Прикамье.
Фото http://www.permianstyle.ru/ |
Подвеска шумящая коньковая
X в. н. э., Прикамье, бронза, литье
Место, дата и автор находки: Пермская губ., Аннинская
волость. Верхнее Прикамье
Фото http://www.permianstyle.ru/ |
Русские, переселяясь в новые места, никогда не гнушались учиться у местных. К тому же коми здесь рано приняли христианство (среди них в частности было много старообрядцев) поэтому помимо хозяйственных связей, возникали и родственные. Безусловно взаимного влияния не могло не быть.
В этнографической и искусствоведческой литературе неоднократно упоминается о бытовании в прошлом самобытной росписи по дереву у удорских коми. До нас дошла удорская роспись, в частности на веслообразных и более поздних лопастеобразных прялках. Веслообразные прялки считаются более ранними. Общее с мезенскими: часть геометрических орнаментов и цвета краски.
Более поздние прялки считаются «подражательными» мезенскому стилю росписи. Но существует и мнение (В.Н.Тарановская, Жеребцов), что классическая мезенская роспись оформилась в самостоятельное направление на основе взаимовлияния коми и северорусских традиций в народном искусстве.
4) Старообрядцы. Никоновские реформы и последовавшие за ними гонения на старообрядцев вызвали новую волну заселения берегов Мезени, бассейна Печеры и её притоков Цильмы и Пижмы. Здесь возникали скиты и поселения, где в том числе расписывали книги и писали иконы по старым канонам. Они поддерживали тесную связь с Выго-Лексинским общежительством в Карелии, духовным и экономическими центром русского старообрядчества. Среди прочего на Выге создавали рисованные лубки духовной направленности, расходившиеся по скитам и поселениям старообрядцев. Многие сюжеты и приёмы из них перешли в северные росписи. В Мезенской росписи закрепился сюжет древа с крупными листами - древо жизни, древо познания.
Удорская роспись по предметам быта. Фото https://www.culture.ru/objects/2971/tradicionnye-tekhnologii-rospisi-po-derevu-u-komi-staroobryadcev-udorskogo-raiona-respubliki-komi |
Коник Фото https://www.culture.ru/objects/2971/tradicionnye-tekhnologii-rospisi-po-derevu-u-komi-staroobryadcev-udorskogo-raiona-respubliki-komi |
Веслообразная удорская прялка Фото https://www.culture.ru/objects/2971/tradicionnye-tekhnologii-rospisi-po-derevu-u-komi-staroobryadcev-udorskogo-raiona-respubliki-komi |
4) Старообрядцы. Никоновские реформы и последовавшие за ними гонения на старообрядцев вызвали новую волну заселения берегов Мезени, бассейна Печеры и её притоков Цильмы и Пижмы. Здесь возникали скиты и поселения, где в том числе расписывали книги и писали иконы по старым канонам. Они поддерживали тесную связь с Выго-Лексинским общежительством в Карелии, духовным и экономическими центром русского старообрядчества. Среди прочего на Выге создавали рисованные лубки духовной направленности, расходившиеся по скитам и поселениям старообрядцев. Многие сюжеты и приёмы из них перешли в северные росписи. В Мезенской росписи закрепился сюжет древа с крупными листами - древо жизни, древо познания.
Мезенская прялка. Из "Палащельская роспись. Каталог." Архангельск 2005 г. |
Древо разума. Лекса, 1816 г. Бумага, чернила, темпера, белила, золото. ГИМ. Фото отсюда http://www.raruss.ru/slavonic/1648-vyga-pomor-school.html |
***
Мне кажется, что Мезенская роспись (как и вообще большинство видов росписей) - это совокупность всех этих влияний, от общемировых времён палеолита и общих индоевропейских, до влияний местного угро-финского населения, переселенцев из Новгорода и старообрядцев. Чем дальше по времени отстоит от нас явление искусства, тем сложнее найти прямую связь с ним - оно развивается веками, впитывая опыт предыдущих поколений, совершенствуясь и добавляя что-то своё.А к какой из версий склоняетесь вы?
Аня, интересная история. Надо же, даже связь есть в нашим Пермским звериным стилем!
ОтветитьУдалитьПо крайней мере считается, что есть. Мы часто не понимаем, что люди тогда не жили в вакууме - культурный обмен был, пусть и более ограниченный, чем сейчас.
УдалитьА про пермский звериный стиль я очень хочу почитать поподробнее. Но по руки не доходят. Мне очень нравятся находки предметов этого стиля.
УдалитьКак глубоко все "зарыто", все неоднозначно.Аня,спасибо. Версий нет, потому, что впервые сталкиваюсь с такими изысканиями:)
ОтветитьУдалитьДа уж, теряется в глубине веков. Как же мало мы все таки знаем о своём прошлом!
УдалитьПрочла обе части с огромным удовольствием, столько нового узнала. Очень интересно. Мне тоже кажется, что тут не может быть одного верного ответа, как говорится "с миру по нитке"...любое творчество - это накопленный опыт.
ОтветитьУдалитьСогласна! А опыт накопленный особенно хорошо видно при разборе композиции прялок - всё очень гармонично и четко.
УдалитьИнтересный рассказ, роспись необычная и загадочная. Две последних гипотезы мне показались самыми реальными.
ОтветитьУдалитьНаталья, рада что заинтересовала! Две последние точно самые реалистичные, но они и ближе всего к нам во времени.
УдалитьКак бы там ни было,а хорошо,что существует такая роспись. Мне больше понравился 4. пункт про старообрядцев,в нем всё как то правильно и точно.
ОтветитьУдалитьАнечка,спасибо за интересный рассказ!
Надя, пожалуйста! Я тоже рада, что есть такая логичная, одновременно простая и сложная, гармоничная красивая роспись. Чем больше я узнаю про старообрядцев, тем лучше понимаю тезис о том, что любое событие несёт в себе и плохое и хорошее. Если бы не реформа патриарха Никона и гонения на старую веру, возможно не было бы у нас не только множества замечательных росписей, но и неоткуда было бы науке брать данные о жизни простых людей в допетровскую эпоху.
УдалитьПрочитала несколько раз. Вдумчиво. Конечно Мезень это совершенно особое место и особая культура. Почему? А достаточно взглянуть на карту. Я как то делала себе список мест, куда хотелось бы съездить, про Мезень поняла что вряд ли. Далеко, неудобно. Хотя и колоссально интересно. В Википедии пишут, что первыми там появились новгородцы в 1545 году. Думаю вряд ли. Финно-угорские народы наверняка там уже как минимум охотились и рыбачили. Возможно от новгородцев в роспись пришли кони, но лоси, олени - однозначно коми. У них и в орнаменте они присутствуют активно, и в эпосе. Коми вполне могли и из петроглифов заимствовать рисунки. Как и все крещеные русские, они не были истовыми христианами, скорее всего креститься умели и может одну молитву знали. В остальном все равно оставались язычниками.
ОтветитьУдалитьТак что мое мнение - роспись все таки корнями финно-угорская) но активно взаимодействавшая и с первобытным человеком, и с новгородцами.
Тема невероятно интересная! Про сложную доступности деревень на Мезени ты очень точно подметила - я читаю про поездки по Русскому Серверу по бездорожью и очень плохим дорогам. Так просто туда не добраться, что и хорошо и плохо. Заповедный край Лешуконье :-)
УдалитьМезенская роспись - просто эталонный пример для тех, кто считает, что у нас всё известно и изучено, а потому не интересно. А ведь это даже не Сибирь, не Дальний Восток, не тундра и не тайга. Это европейская часть России!
P.S. а ведь когда-то я тоже так считала! Какой же глупой я была! Изучала Ирландию, Шотландию, Скандинавию. А тут под боком такие тайны оказывается! Но любое знание - не бесполезно. Это меня утешает :-)
Девочки, спасибо вам всем за интерес с мезенской росписи! Меня ваши комментарии радуют и вдохновляют!!!!
ОтветитьУдалитьТо есть понятно, что ничего не понятно! А ведь я тоже внутренне задавалась этим вопросом: почему мезенская роспись совершенно не похожа на другую более традиционную русскую роспись? Конечно, это связи и влияние, но все равно. Связи и влияния разных культур были практически везде, но мезенская роспись как бы особняком стоит... Тут копать и копать!
ОтветитьУдалитьТаня, именно так! Было бы только кому копать.
Удалить