Городецкая роспись достаточно хорошо изучена и распространена. Собственно наверное поэтому моя первая попытка создать что-то с народной росписью, была связана с ней.
По городецкой росписи материала достаточно много, но на мой взгляд наиболее полной, полезной и интересной работой является книга Л.Я. Супрун "Городецкая роспись" (2006 г, из-во Культура и Традиции). Собственно информация ниже является её очень кратким конспектом, достаточным, чтобы понять, что это за роспись вообще. Ну и выполнять основные элементы я самостоятельно училась по этой книге.
Соколова А.В.Панно "Городецкие мотивы". 2008 г. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала "Высшая школа народных искусств" Фото отсюда |
То, что мы сегодня называем городецкой росписью возникло не в самом городе Городце Нижегородской области, а в селах по реке Узола в окрестностях Городца. Но так как именно Городец был основным центром сбыта и, во многим, источником вдохновения для этой росписи, со временем за росписью закрепилось название "городецкая".
Шмелёва Н. А. Ларец "Городецкие мотивы" 2014 г
"Губкинский музей освоения Севера"
Фото отсюда
|
Городец был одним из центров старообрядчества, и это оказалось сильнее влияние как на духовную, так и на материальную культуру округи. Считается, что мастера городецкой росписи взяли за основу растительного орнамента "травяное письмо" нижегородской иконы, но добавили к нему колорит светской городской жизни и городецкой и нижегородской ярмарок. С современными им реалиями в костюмах, обстановке и злободневными сюжетами знакомил художников так же лубок.
Как и во многих видах традиционной русской росписи, основным видом изделия была прялка. Городецкая прялка - составная, т.е. состоит из частей, вставляющихся одна в другую: донца и лопастки на ножке. Благодаря этому после окончания работы можно было снять донце и повесить его как картину на стену. А значит был смысл украшать именно широкое донце.
Ещё в середине 19 века донца городецких прялок украшала резьба с инкрустацией.
Считается, что контуры и чёрный цвет коней в городецкой росписи связанны именно с этим - инкрустация выполнялась тёмным морёным дубом, а контуры фигур были несколько угловаты. Постепенно резьба и инкрустация заменялась росписью и в 1870ых годах мастера стали изготавливать полностью расписные донца прялок с целыми сюжетными картинами.
Вот эволюция прялок наглядно. На первом фото - резьба и инкрустация, но уже идёт подкраска. На следующем фото уже просто роспись, но композиция и построение - те же самые. Обратите внимание на верхний фрагмент - с всадниками, деревом и птицей. Они практически идентичны на обоих прялках.
Дополнял прялку мОчесник - овальная коробочка для веретен и мочек (кудель из льна). И его тоже расписывали городецкие мастера.
Как и во многих видах традиционной русской росписи, основным видом изделия была прялка. Городецкая прялка - составная, т.е. состоит из частей, вставляющихся одна в другую: донца и лопастки на ножке. Благодаря этому после окончания работы можно было снять донце и повесить его как картину на стену. А значит был смысл украшать именно широкое донце.
Ещё в середине 19 века донца городецких прялок украшала резьба с инкрустацией.
Донце городецкое. Период создания: XIX век.
Материал, техника: дерево, инкрустация, долбление, резьба
Музей Фресок Дионисия
|
Вот эволюция прялок наглядно. На первом фото - резьба и инкрустация, но уже идёт подкраска. На следующем фото уже просто роспись, но композиция и построение - те же самые. Обратите внимание на верхний фрагмент - с всадниками, деревом и птицей. Они практически идентичны на обоих прялках.
Донце с резьбой, дубовой инкрустацией и подкраской.
Городецкий историко-художественный музейный комплекс
|
Донце с городецкой росписью. Конец 19 в.
Городецкий историко-художественный музейный комплекс
|
Мочесник. Нач. 20 в. Историко-художественный музей города Семёнов Нижегородской области |
Так же расписывали детские стульчики.
Стульчики с городецкой росписью в музее Декоративно-прикладного искусства в Москве. Фото отсюда https://my-gorodets.livejournal.com/32288.html |
К концу 20 х годов 20 века промысел угас: промышленные товары вытеснили кустарные. Первая мировая, и последовавшая за ней гражданская войны, ставшие причиной обнищания населения, тоже не способствовали интересу к промыслам. Первая попытка воскресить промысел была предпринята в 1935 году, когда были организованы мастерские в селах по реке Узола, где работали старые мастера. А для осовременивания промысла приехал художник Овешков из Сергиева Посада. Начали расписывать игрушки, мелкие токарные формы и большие панно, в том числе с агитационными сюжетами, заменившие прялочные донца.
Игрушка Красноярова Т.Ф. в музее Декоративно-прикладного искусства в Москве.
Фото отсюда https://my-gorodets.livejournal.com/32228.html
|
Выставка в Коломенском, 2018 год. Панно "Наша служба и опасна и трудна", 1967 год, автор А.В. Соколова Фото отсюда |
Шкатулка "Поехали" 2016 г. Фабрика Городецкая роспись, Нижегородская обл., г. Городец автор: Чуркина Валентина Парфеновна Фото моё, с выставки ремесел 2017 года в Манеже в Москве |
Какой классный стульчик! Фото отсюда
А вот масштабная работа - ширма "Градоначальники города Глупова". 1938 Авторы: Лебедев И.К., Крюков Д.И.
Сергиево-Посадский музей-заповедник Фото отсюда http://www.museum-sp.ru/include/eksponat_detail.php?EID=535 |
Но мне больше всего понравился вот этот документальный фильм 1991 года "Чёрный конь- белая грива". Здесь очень по-живому, с местным говором, очень красиво говорят люди, в том числе невероятно колоритные старые мастера. В фильме снимались городецкие художники: Аристарх Коновалов, Конон Лебедев (почти 90 лет на момент съёмок мастеру было), Александра Соколова, Вера Бровина. Единственный минус - костюмы "а-ля рус" на девушках, демонстрирующих изделия, ужасны, но впечатления от фильма это не портит.
Ну что, готовы теперь посмотреть, что я расписала городецкой росписью?
Аня, спасибо за интересную статью.
ОтветитьУдалитьКонечно готовы!
Пожалуйста! Будет у вечеру сегодня.
УдалитьЗамечательный рассказ! Я очень надеялась увидеть в конца твою работу) Просим!!!!
ОтветитьУдалитьО, удалось заинтриговать? Теперь боюсь, что будете разочарованы. Мне ещё ок как далеко до совершенства.
УдалитьЧей то? Для совершенства надо сколько работать! Где время взять? Я даже не пыталась, надо будет с дитенком потом попробовать.
УдалитьЭто да... Время, время... На всё оно нужно и на всё не хватает. Печалька.
УдалитьДеткам эта роспись нравится. А я пока рисую хуже, чем дети, которые занимаются этой рописью в кружках в Городце.
Ну ничего, есть куда стремиться.
Анечка, конечно готовы! Буду с нетерпением ждать! Спасибо за интересный рассказ, жалко, что интернат слабый, мобильный не могу посмотреть фильмы, но буду у стационарного компа посмотрю.
ОтветитьУдалитьНадежда, фильмы, особенно последний, действительно хорошие. Так что по возможности посмотри.
УдалитьАня,конечно ждем твои работы! :) Спасибо за рассказ.
ОтветитьУдалитьНу пока только одна работа. До конца дня опубликую.
УдалитьГотовы!!! В детстве у меня было много городецких матрешек, туесочков.
ОтветитьУдалитьСаша, вот повезло! А у меня не было ничего с городецкой росписью. Зато была чудесная Семёновская матрёшка. Мама при переезде её выбросила (она была сильно поцарапана, краска слезла местами) - до сих пор жалею, что не отвоевала.
УдалитьИнтересно!Всегда любуюсь росписью!
ОтветитьУдалитьЖду твою работу!
Ирина, и я любуюсь. Спасибо!
УдалитьКрасивая роспись. Стулья и шкатулки очень понравились.
ОтветитьУдалитьЖду работы:)
Даша, да, красивая - яркая, жизненная. Я как-то раньше больше любила всякие цветочки в росписи, а в последнее время от животных в росписи балдею!
УдалитьУ нас в садике были стулья с хохломской росписью - красивые!!!
Конечно же нам интересно) Рассказ о народной росписи показал, как ты прониклась этим творчеством...
ОтветитьУдалитьЕщё как прониклась! Это целый мир! Исследовать и исследовать, пробовать и пробовать..
УдалитьКак всегда так много нового узнала. Очень интересно и столько красоты, спасибо за просвещение!
ОтветитьУдалитьАня, это я ещё не всё написала! Про каждого мастера можно отдельные статьи писать - у каждого свой стиль, свои "фишечки".
УдалитьАнечка, какая ты молодчинка, изучаешь.
ОтветитьУдалитьМеня фразы мастериц тронули:
"Берешь панно, и больше ничего не видишь, не слышишь, пишу панно, а больше себе вольно нигде не могу чувствовать..." И вспомнила я такие же свои ощущения... Спасибо, Анют!
Наталья, мне тоже эти слова понравились. Это настоящее вдохновение! И времени тогда не замечаешь, и ни пить, ни есть не хочешь. Сидишь и творишь.
Удалить