четверг, 16 мая 2019 г.

Городецкая роспись. Краткая справка.

Городецкая роспись достаточно хорошо изучена и распространена. Собственно наверное поэтому моя первая попытка создать что-то с народной росписью, была связана с ней.
Соколова А.В.Панно "Городецкие мотивы". 2008 г.
Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала "Высшая школа народных искусств"
Фото отсюда 
По городецкой росписи материала достаточно много, но на мой взгляд наиболее полной, полезной и интересной работой является книга Л.Я. Супрун "Городецкая роспись" (2006 г, из-во Культура и Традиции). Собственно информация ниже является её  очень кратким конспектом, достаточным, чтобы  понять, что это за роспись вообще. Ну и выполнять основные элементы я самостоятельно училась по этой книге.
То, что мы сегодня называем городецкой росписью возникло  не в самом  городе Городце Нижегородской области, а  в селах по реке Узола в окрестностях Городца. Но так как именно Городец был основным центром сбыта  и, во многим,  источником  вдохновения для этой росписи, со временем за росписью закрепилось название "городецкая".
Шмелёва Н. А. Ларец "Городецкие мотивы" 2014 г 
"Губкинский музей освоения Севера"
Фото отсюда 

Городец был одним из центров старообрядчества, и это оказалось сильнее влияние как на духовную, так и на материальную культуру округи. Считается, что мастера городецкой росписи взяли за основу растительного орнамента "травяное письмо" нижегородской иконы, но добавили к нему колорит светской городской жизни и городецкой и нижегородской ярмарок.  С современными им реалиями в костюмах, обстановке и злободневными сюжетами знакомил художников так же лубок.
Как и во многих видах традиционной русской росписи, основным видом изделия была прялка. Городецкая прялка - составная, т.е. состоит из частей, вставляющихся одна в другую: донца и лопастки на ножке. Благодаря этому после окончания работы можно было снять донце и повесить его как картину на стену. А значит был смысл украшать именно широкое донце.
Ещё в середине 19 века донца городецких прялок украшала резьба с инкрустацией.
Донце городецкое. Период создания: XIX век.
Материал, техника: дерево, инкрустация, долбление, резьба
Музей Фресок Дионисия
Считается, что контуры и чёрный цвет коней в городецкой росписи связанны именно с этим - инкрустация выполнялась тёмным морёным дубом, а контуры фигур были несколько угловаты. Постепенно резьба и инкрустация заменялась росписью и в 1870ых годах мастера стали изготавливать полностью расписные донца прялок с целыми сюжетными картинами.
Вот эволюция прялок наглядно. На первом фото - резьба и инкрустация, но уже идёт подкраска. На следующем фото уже просто роспись, но композиция и построение - те же самые. Обратите внимание на верхний фрагмент - с всадниками, деревом и птицей. Они практически идентичны на обоих прялках.
Донце с резьбой, дубовой инкрустацией и подкраской.
 Период создания: 1864 г.
Городецкий историко-художественный музейный комплекс
Донце с городецкой росписью. Конец 19 в.
Городецкий историко-художественный музейный комплекс
Дополнял прялку мОчесник - овальная коробочка для веретен и мочек (кудель из льна). И его тоже расписывали городецкие мастера.
Мочесник. Нач. 20 в.
Историко-художественный музей города Семёнов Нижегородской области


Так же расписывали детские стульчики.
Стульчики с городецкой росписью в музее Декоративно-прикладного искусства в Москве.
Фото отсюда https://my-gorodets.livejournal.com/32288.html

К концу 20 х годов 20 века промысел угас: промышленные товары вытеснили кустарные. Первая мировая, и последовавшая за ней гражданская войны, ставшие причиной обнищания населения, тоже не способствовали интересу к промыслам. Первая попытка воскресить промысел была предпринята в 1935 году, когда были организованы мастерские в селах по реке Узола, где работали старые мастера. А для осовременивания промысла приехал художник Овешков из Сергиева Посада. Начали расписывать игрушки, мелкие токарные формы и большие панно, в том числе с агитационными сюжетами, заменившие прялочные донца.
Игрушка Красноярова Т.Ф.  в музее Декоративно-прикладного искусства в Москве.

Несмотря на успехи на выставках 30ых годов, привлечь к промыслу молодежь не удавалось. После Великой Отечественной Войны промысел снова оказался на грани выживания. Вторую попытку возродить производство в 1950ые годы предпринял потомок старых мастеров Аристарх Коновалов, создавший в трудные послевоенный годы мастерскую в Курцеве, а потом и в самом Городце. И  эта попытка оказалась удачной. При художественной школе в Семёнове было создано отделение по обучению Городецкой росписи и первый её выпуск, состоявший из совсем ещё юных девушек, оказался очень талантливым и в дальнейшем стал ядром созданной в 1960 годах фабрики "Городецкая роспись".
Выставка в Коломенском, 2018 год.
Панно "Наша служба и опасна и трудна",  1967 год, автор А.В. Соколова
Фото отсюда 
Со временем менялись сюжеты, расписывались новые виды предметов, немного изменились расходные материалы и инструменты, но принцип росписи, её основные элементы и композиционные приёмы остались неизменными, позволяя легко узнавать эту роспись среди других.
Шкатулка "Поехали" 2016 г.
Фабрика Городецкая роспись, Нижегородская обл., г. Городец
автор: Чуркина Валентина Парфеновна
Фото моё, с выставки ремесел 2017 года в Манеже в Москве 




Какой классный стульчик!  Фото отсюда 


А вот масштабная работа - ширма "Градоначальники города Глупова". 1938 Авторы: Лебедев И.К., Крюков Д.И. 
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Фото отсюда http://www.museum-sp.ru/include/eksponat_detail.php?EID=535



В цикле "Ремесло" конечно же есть фильм про городецкую роспись.

Есть ещё несколько фильмов про эту роспись, что не удивительно - всё таки она довольно известна. Есть фильм цикла "Пряничный домик"

Но мне больше всего понравился вот этот документальный фильм 1991 года "Чёрный конь- белая грива". Здесь очень по-живому, с местным говором, очень красиво говорят люди, в том числе невероятно колоритные старые мастера. В фильме снимались городецкие художники: Аристарх Коновалов, Конон Лебедев (почти 90 лет на момент съёмок мастеру было), Александра Соколова, Вера Бровина. Единственный минус - костюмы "а-ля рус" на девушках, демонстрирующих изделия, ужасны, но впечатления от фильма это не портит.

Ну что, готовы теперь посмотреть, что я расписала городецкой росписью?

22 комментария:

  1. Аня, спасибо за интересную статью.
    Конечно готовы!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательный рассказ! Я очень надеялась увидеть в конца твою работу) Просим!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, удалось заинтриговать? Теперь боюсь, что будете разочарованы. Мне ещё ок как далеко до совершенства.

      Удалить
    2. Чей то? Для совершенства надо сколько работать! Где время взять? Я даже не пыталась, надо будет с дитенком потом попробовать.

      Удалить
    3. Это да... Время, время... На всё оно нужно и на всё не хватает. Печалька.
      Деткам эта роспись нравится. А я пока рисую хуже, чем дети, которые занимаются этой рописью в кружках в Городце.
      Ну ничего, есть куда стремиться.

      Удалить
  3. Анечка, конечно готовы! Буду с нетерпением ждать! Спасибо за интересный рассказ, жалко, что интернат слабый, мобильный не могу посмотреть фильмы, но буду у стационарного компа посмотрю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, фильмы, особенно последний, действительно хорошие. Так что по возможности посмотри.

      Удалить
  4. Аня,конечно ждем твои работы! :) Спасибо за рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну пока только одна работа. До конца дня опубликую.

      Удалить
  5. Готовы!!! В детстве у меня было много городецких матрешек, туесочков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, вот повезло! А у меня не было ничего с городецкой росписью. Зато была чудесная Семёновская матрёшка. Мама при переезде её выбросила (она была сильно поцарапана, краска слезла местами) - до сих пор жалею, что не отвоевала.

      Удалить
  6. Интересно!Всегда любуюсь росписью!
    Жду твою работу!

    ОтветитьУдалить
  7. Красивая роспись. Стулья и шкатулки очень понравились.
    Жду работы:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, да, красивая - яркая, жизненная. Я как-то раньше больше любила всякие цветочки в росписи, а в последнее время от животных в росписи балдею!
      У нас в садике были стулья с хохломской росписью - красивые!!!

      Удалить
  8. Конечно же нам интересно) Рассказ о народной росписи показал, как ты прониклась этим творчеством...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ещё как прониклась! Это целый мир! Исследовать и исследовать, пробовать и пробовать..

      Удалить
  9. Как всегда так много нового узнала. Очень интересно и столько красоты, спасибо за просвещение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, это я ещё не всё написала! Про каждого мастера можно отдельные статьи писать - у каждого свой стиль, свои "фишечки".

      Удалить
  10. Анечка, какая ты молодчинка, изучаешь.
    Меня фразы мастериц тронули:
    "Берешь панно, и больше ничего не видишь, не слышишь, пишу панно, а больше себе вольно нигде не могу чувствовать..." И вспомнила я такие же свои ощущения... Спасибо, Анют!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, мне тоже эти слова понравились. Это настоящее вдохновение! И времени тогда не замечаешь, и ни пить, ни есть не хочешь. Сидишь и творишь.

      Удалить