четверг, 1 ноября 2018 г.

Путешествие октября 2018: 100% Иваново - текстиль и конструктивизм.

Октябрь у меня получился эмоционально не простым и нужно было обязательно развеяться и куда-нибудь съездить. Посмотрела список моих "хотелок" по путешествиям и выбрала... Иваново.
Лён, ручная набойка. Конец 18 века, Иваново. Образец из музея Ивановского ситца

Единственное крупное работающее предприятие в центре города.

Я ничего особенного не ожидала от него и ехала туда с двумя конкретными целями: накупить домашнего текстиля по хорошим ценам и сходить в один музей (именно из-за него город попал в список "хотелок"). Но Иваново открылся для меня с совершенно неожиданной стороны и приятно удивил.
Иваново не тот город, которые влюбляет в себя с первого взгляда. И не тот город, которые поражает своей красотой и величием. Но в нём есть своя привлекательность, только она спрятана и чтобы её увидеть, надо постараться.

Что мы вообще знаем о этом городе? В основном только штампы: 
- ситцевый край, текстильная столица России (подразумеваем - скучный, депрессивный промышленный город ) 
- родина первого совета (значит одни революционные памятники - т.е. думаем, что смотреть нечего, ни тебе древних храмов, ни тебе дворцов, ни Бронзового всадника)
- город невест (т.е. мужиков одних отпускать нельзя :-)

А между тем в городе есть прекрасные музеи, один из которых подробно рассказывает об одном из главных достояниях города - его тканях и текстильном производстве. Это Музей Ивановского ситца, ради которого в первую очередь и была затеяна данная поездка. 
Рецептурная книга с образцами ализариновых красителей и тканей из собрания музея Ивановского ситца. 1870ые гг.

С удовольствием пошила бы их такой ткани!
Музейный экспонат из музея Ивановского ситца - начало 19 в.
Вторым, во многом уникальным и явно недооцененным достоянием города, которое и для меня стало открытием, является его архитектура советского времени стиля "конструктивизм", стиля, который только сейчас начинают понимать и ценить. Я сама открыла для себя творческие поиски 20-30ых годов в СССР с его авангардизмом, футуризмом, кубизмом и прочими -измами совсем недавно, только года как 2. В общем, такое многообразие и количество памятников этого стиля мало где можно встретить. Невероятно жаль, что к моменту прогулки по городу у меня сел фотоаппарат, так что конструктивизм будет из Интернета.
 "Дом-птица", построен в 1927 году по проекту архитектора Василия Панкова. Фото не моё, а вот отсюда https://kirill-moiseev.livejournal.com/141207.html 

Интерьер жд вокзала, архитектор В. М. Каверинский, 1933 г.

Нашей поездке в Иваново я решила посвятить аж целых 2 публикации - городу и отдельно музею Ивановского ситца.
Общие впечатления от поездки в Иваново уже можно почитать вот здесь https://travel-frog-annet.blogspot.com/2018/11/ivanovo-tekstil-i-konstruktivizm.html
А про музей Ситца я пока ещё пишу, так что чуть позже опубликую - тема обширная, хочется о многом рассказать, в том числе о столь уникальном направлении, как агитекстиль.
Образец агиттекстиля.

Ещё один образец агиттекстиля из музея ивановского ситца.

15 комментариев:

  1. А я сходила по ссылке и ознакомилась )) Мне будет интересно почитать про музей ситца, про историю текстиля - агитка, кстати, отличная. Если я правильно помню, у бабушки был платок ситцевый с чем-то коммунистическим. Вроде нейтральный мелкий рисунок, а как присмотришься.. ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, вот и я уверена - про текстиль любой рукодельнице будет интересно, мы же с ним работаем. Над рисунками для тканей в 20ые - 30ые годы часто работали известные художники, поэтому это как картины на ткани.
      А у меня вот ничего не сохранилось такого, хотя наверняка у бабушки было. Но у неё ни одной тряпочки не пропадало, всё использовалось до предела.

      Удалить
  2. Интересно, по ссылке пост тоже прочитала))). Ни разу не была в Иваново, было очень познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо. Там действительно мало кто был - не воспринимается он как место для туризма, хоть и включен теперь в Золотое Кольцо.

      Удалить
  3. Аня,спасибо.Почитала второй блог, очень интересно. Ждем рассказ о ситце...:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно будет рассказ, но наверное во второй половине ноября - у меня хорошая книжка осталась в деревне по текстилю, а забрать её смогу только в конце следующей недели.

      Удалить
  4. Аня, очень интересно, сходила по ссылке.
    Так подробно, глубоко со знанием предмета разговора...заслушалась)
    Гарцуем по заграницам, а в своей стране практически ничего не знаем и мало где бывали, она такая огромная, что кажется жизни не хватит везде побывать((
    Когда была в Суздале, там посетила выставку ивановских ситцев, она была не очень обширная, но весьма интересная и колоритная.
    Спасибо за публикацию!

    ОтветитьУдалить
  5. Аня, рада что понравилось! Люблю наш текстиль и города, изучаю предмет вот и получается интересно писать.
    Каюсь, раньше тоже в основном заграница интересовала, благо работа способствовала путешествиям. А интерес к нашей стране резко возрос после того, как начала изучать русский традиционный костюм. Теперь за границу вообще не тянет, ведь здесь у нас столько всего непознанного!
    Обязательно будет публикация про музей ивановского Ситца, но попозже - тема очень интересная.

    ОтветитьУдалить
  6. В Иваново были проездом ,но тоже понравился город.

    ОтветитьУдалить
  7. ну надо же, оказывается, не только агитфарфор был, но и агиттекстиль! Во пропаганда шлепала!
    а про советский конструктивизм интересно. ага. Я сама только недавно стала его замечать. Вряд ли полюблю, но и правда интересно;) А в музей ситца сама хочу очень!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, и ещё агиткружево было (мы только что вернулись из Вологды, скоро буду показывать, что там есть интересного в музее Кружева)!
      Мне во многом близки принципы конструктивизма, поэтому да, интересно.
      Музей очень интересен, потому как собирался с любовью и было что собирать - традиции и ткачества, и набойки, и создания рисунков для тканей в нашей стране богатые!

      Удалить
    2. агиткружево-упасть-не встать!

      Удалить
  8. Спасибо за пост! Теперь и для меня Иваново открылся с другой стороны! Интересный музей. Я частенько от профсоюза в Иваново гоняю, но только за шмотками и текстилем. По дороге в Плес и Приволжский заезжали, в Приволжском всегда с экскурсиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, рада этому! Если часто там бываете, надо выбрать время и заглянуть в музей. На Плёс я отдельные выходные хочу выделить.

      Удалить