"Человек рождается на смерть, умирает на жизнь."
Народное
Народное
Одежда и игрушки крестьянских детей, лоскутное одеяло, свивальники. Тульская и Вологодская обл., начало 20 вв. Российский Этнографический Музей, Санкт-Петербург Фото из альбома "Детская одежда" группы "Русский традиционный костюм" |
Про появление ребёнка на Руси говорили что он пришёл в этот мир. А откуда? Приходил он по народным представлениям с "той" стороны, куда уходили его предки, был пришельцем в этом мире, т.е. не совсем человеком. Поэтому собственная одежда ему не полагалась как минимум до первой инициации. Близость позиций новорожденного и покойника как "чужих" в этом мире подчеркивает и единство употребления слова "пелена" в словаре Даля как для детской пеленки, так и для пелены похоронной. Говорится о пеленании ребёнка и рядом же о пеленании покойника (ссылка 1).
Поэтому было очень важно сразу после рождения обозначить ребёнка как живого и как своего. Для этого существовал стойкий обычай, известный практически у всех европейских народов: повитуха заворачивала новорожденного ребёнка в родительскую одежду, обычно поношенную и нестираную. Целью было введение пришедшего из иного мира в статус "своего" через вещь, долго бытовавшую в этом мире и принадлежавшую ближайшему родственнику . Пропитанность вещи пОтом утверждала статус пришедшего как живого, ведь мёртвые, как известно, не потеют. (с.2) Так через родительскую рубаху ребёнок получал защиту и признание как живого и своего. Так и объясняли на русском Севере: "чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтоб отец жалел его" (с.3). Мальчика пеленали в отцову рубаху, девочку - в материнскую, чтобы наделить новорожденного определёнными гендерными функциями.
Экспонаты выставки "Детский мир" в Институте Наследия, Москва. 14.02.2018 Справа - свивальники. Фото из группы "Изучение русского фольклора" |
В дальнейшем для пеленания, да и для детской одежды вообще, так же использовали старую одежду. Во-первых, поношенный материал гораздо мягче нового; во-вторых, одежда, которую носили родители, несёт в себе защиту ребёнка; ну и в третьих, это практично - дети не знают, каким трудом достаётся одежда, да и при их повышенной активности носить одежду аккуратно просто невозможно, а старую и выбросить не так жалко. Наряжаться начинали только тогда, когда входили в возраст невесты и жениха. Наряжать же ребёнка в крестьянской среде было не принято и такое стремление осуждалось. Поэтому перешивали на детей родительскую одежду, а младшие донашивали за старшими.
Использовали любые ткани - от тонких ситцев и полотна до суровой холстины: "развяжешь, а по нём (ребёнку) рубцы от этой холстины" (с.4). Это зависело от достатка семьи, доступности материалов, заботливости матери. Понятно, что после употребления, пелёнка становилась ещё более хлипкой и утилизировалась. Поэтому повседневные пелёнки до нас не дошли.
Использовали любые ткани - от тонких ситцев и полотна до суровой холстины: "развяжешь, а по нём (ребёнку) рубцы от этой холстины" (с.4). Это зависело от достатка семьи, доступности материалов, заботливости матери. Понятно, что после употребления, пелёнка становилась ещё более хлипкой и утилизировалась. Поэтому повседневные пелёнки до нас не дошли.
А вот нарядные крестьянские пелёнки для крестин сохранились, хоть и в единичных экземплярах - с бранным ткачеством, вышивкой, кружевом. В Рязанской области крестильной пелёнкой часто служила венчальная рубаха отца - "постилка". (с.5)
Вообще детский, и в частности младенческий, народный текстиль редко встречается в музеях. Археологи тоже указывают на то, что младенчество практически не оставляет следов в культурных слоях и находки предметов, относящихся к этому периоду жизни человека, очень редки. (с.6).
Пеленки детские. Курская губ., Обоянский у., нач. 20 вв. Сергиев-Посадский музей-заповедник Экспозиция "Мир русской деревни" |
Пеленка из домотканого полотна, нач.20 в., 74х94 см Музей-заповедник Прохоровское поле село Лучки, Прохоровский район Белгородской области |
Поверх пелёнок ребёнка перевязывали специальной лентой - свивальником "чтобы он (ребёнок) пеленку не разворачивал, чтобы ножки были ровными и ручки были вытянутыми". (с.7). Свивальники до нас дошли чуть в бОльших количествах, чем пелёнки. Они часто шились для первого ребёнка, часто из материала от одежды старших родственников (как и лоскутные одеяла), и потом использовались для следующих детей. Свивальник имел как практическую функцию, так и обереговую - спереди свивальник перекрещивался в виде креста ну и опять же, нёс защиту рода, если шился из старой одежды родных. Свивальник мог не только защищать ребёнка, но и использоваться как обрядовый предмет. У сербов им или пелёнками отгоняли градовые тучи.
«Наша Јана седморо-роткиња / Седморо деце родила/ Пеленом поље покрила/ Повојем облаке вратила»
[Наша Яна, родившая разом семерых/ Семерых детей родила/ Пеленкой поле покрыла / Свивальником тучи отворотила] (с.8)
По сведениям этнографии пеленали детей до 6 месяцев полностью, потом - только по грудь.
Пережитком обычая перевязывать ребёнка свивальником в наше время является традиция перевязывания ребёнка при выписке из роддома атласной лентой поверх конверта.
***
Изучив те свивальники, которые мне удалось найти и увидеть, я бы разделила их на следующие типы:
- шитый, на вате. Верх мог быть из единого куска ткани или лоскутным. Обычно есть мягкая подкладка из ваты. На концах - верёвочки. Часто был праздничным.
Свивальник. Курская губ., Обоянский уезд, с. Курасовка (совр. Белгородская обл., Ивнянский р-он, с. Курасовка) 1930-е гг. Сергиев-Посадский музей-заповедник Размер 295 см х5,5 см |
Он же поближе в экспозиции "Мир русской деревни" Сергиев-Посадский музей-заповедник |
Белгородский историко-краеведческий музей. 207см х 11 см. |
Губкинский краеведческий музей. 1ая треть 20 в. Курская Губерния. 239 см х 4 см |
Нижнетагильский музей-заповедник. начало 20 в, Шёлковая ткань, вата, атласные ленты, шитьё на машинке.105 см х 7 см |
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей. 18 век, Тафта, шёлк, глазет, вышивка. Длина 201 м. Явно не крестьянский. |
Музей-заповедник Зарайский Кремль. Начало 20 в, вязание крючком. Длина 200 см, ширина 8,5 см |
- плетёные узкие, "в три пальца". У семейских Забайкалья такой вид назывался пеленалкой и повязывался уже поверх широкого шитого свивальника дополнительно.
- вышитые.
Пояс-свивальник, 30ые гг 20 в. 1,5 х 253,5 см Шерстяные нити. Историко-этнографический музей, филиал Курского государственного областного музея археологии. |
19 - начало 20 вв. Лён, плетение. 6 см х 490 см. Невьянский государственный историко-архитектурный музей |
19 в. 12 см х 195 см. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей. |
Начало 20 в. 5,5 см х 200 см. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник |
В наших музеях так же есть кавказские свивальники. У них принцип закрепления совсем другой - они крепились к колыбели.
***
В жизни моей семьи (Раменский район Московской области) традиции пеленания вполне в рамках этнографии. Пеленали всех. Даже я умею пеленать - тренировалась на моей племяннице. Для нашего поколения свивальник уже не использовали - просто пелёнки и конверты. А вот маму, её сестру и брата перевивали свивальником. Свивальник, по воспоминаниям моей мамы и тёти, у нас был ярко салатовый хлопчатобумажный, на вате. Им бабушка перевивала всех детей, начиная с первого сына, рождённого в 1941 году. Увы, этот свивальник, как и очень многое, видимо сгорел при пожаре.Зато конверт, в котором из роддома выписывали моих двоюрных сестёр и меня, я "отвоевала" при разборе шкафа на дворе. И теперь храню его как уже этнографическую вещь и память моей семьи. Произведен примерно в начале 1970х, последний раз использован по назначению в 1981 г.
Очень приятная шелковистая ткань жаккардового переплетения, скорее всего вискоза, кружево синтетическое. Внутри - белая бязь. Между слоями ткани -утеплитель, скорее всего ватин. |
А в вашей семье какие традиции пеленания? Сохранились ли у вас какие-то детские вещи пап/мам, бабушек/дедушек или из вашего собственного младенчества?
А котики серые,
***
Закончить хочу моей любимой колыбельной в чудесном исполнении Валентины Рябковой.А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока,
Да кусочек пирога.
Ешь-то, котик, не кроши,
Да больше не проси.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
1. "Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах." Владимир Иванович Даль,
1990 г., Москва, издательство Русский язык
Том 3, стр 28 слово пелА.
2. Аудиокурс Русская традиционная культура
Автор: Никитина Алла Владимировна
Разработан на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Курс содержит: 12 аудиолекций
3,4, 7 "Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов"/ Запись, составление, нотации и фотографии Г.М. Науменко
М, Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998 г.
5. подписи в экспозиции "Мир русской деревни" Сергиево-Посадского Музея-Заповедника, 2018 год
6. Статья Петров М. И. "Дети в Средневековом Новгороде: от младенчества к отрочеству".
8. "Вторичная функция обрядового символа", статья из:
5. подписи в экспозиции "Мир русской деревни" Сергиево-Посадского Музея-Заповедника, 2018 год
6. Статья Петров М. И. "Дети в Средневековом Новгороде: от младенчества к отрочеству".
8. "Вторичная функция обрядового символа", статья из:
Н. И. и С. М. Толстые Славянская этнолингвистика: вопросы теории.
М, Институт славяноведения РАН, 2013
Интересно!
ОтветитьУдалитьЯ своих детей пеленала, пробовала оставлять без пеленания,так ребёнок не спал, ручками взмахивал и себя будил, потом не уложишь.
Думала,что с младшим обойдусь без пеленания,но нет,тоже спал спокойней запелёнутый.
У меня грудничковые вещи сыновей лежат,иногда достаю и умиляюсь их размеру))
И ещё конверт мужа где-то лежит, вот это уже история!!!
Ира, и грудничковые вещи сыновей тоже когда-нибудь станут историей и этнографией.
УдалитьВ музеях когда вижу вещи из середины 20 века, даже иногда годов 70ых, думаю о том, что в то время для людей это была повседневность и они представить не могли, что когда-нибудь такие вещи будут выставлять в музеях.
Конверт мужа - это вообще круто. Сохранился же!
Очень интересно. Насчет сохранности младенчиских вещей.. Мне кажется еще, что так мало дошло к нам "от младенчества" тех времен, что рожали много и смертность детская была ого-го. детей до года могли просто "не считать" во многих поселениях. Ну умер, такова воля божья, баба нового родит. Кстати, о бабе и новых родах: несколько лет назад читала жуткую статистику, что в родах до 1900 (в общем, середина-конец 19-го века) умирала каждая 9 горожанка (а каждая седьмая увечилась-калечилась, теряла-калечила ребенка). Я к тому, что к родам и младенцам относились более практично (черт, как чудовищно это звучит сегодня, но старые люди мне это вот так подавали), жили в основном бедно, в быту особо не изощрялись, а вот крещение - это все-таки праздник.
ОтветитьУдалитьНасколько я знаю, ни от родителей, ни от бабушек-дедушек ничего такого нет. Ботиночки (но это уже у детишек постарше), фотографии, да ленточки из роддомов. Это уже советская практичность ))
Да, младенческая смертность и смертность рожаниц была чудовищная. У моей бабушки в семье многие братья-сёстры умерли в младенчестве и всё равно семья была большая.
УдалитьУровень медицины и гигиены был на очень низком уровне в деревне годов до 30х 20 в. Об этом и народовольцы говорили, и многие губернские врачи писали ещё в 19 в. До революции этим вопросом занимались только отдельные энтузиасты - государству и так казалось, что крестьян девать некуда, чтобы ещё и увеличивать их количество.
Поэтому на государственном уровне решением проблемы занялись только в 20-30ые годы 20 века, когда вообще шло массовое просвещение населения. Мало кто знает, но ещё вместе с отрядами по продразвёрстке в 1918-1921 годы в деревни отправляли мед. работников с хотя бы минимальным уровнем знаний для осмотра населения, просвещения их по основным вопросам гигиены и предоставления отчётов по общей картине. Самое элементарное, что приходилось объяснять - не давать грудничкам жёванный хлеб вместо соски. Сейчас такое никому в голову не придёт. А тогда это было массово.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьHelene A14 июля 2018 г., 21:03
ОтветитьУдалитьАня, у меня был точно такой же розовый конверт! вернее - у моей мамы, не знаю сохранился ли. Спасибо за интересные исторические факты, очень интересно читать!
Какое совпадение! Хорошо бы найти и сохранить. Рада, что интересно читать.
УдалитьОчень интересная статья. К детям раньше, действительно, относились гораздо проще. Сейчас они - как маленькие цари:) Свивальников на детях никогда не видела. Но помню, как в 10 лет сама пеленала сестру. Правда, по-моему, руки детям в нашей семье освобождали раньше, чем в 6 месяцев. Сына своего я пеленала - уж очень он дрыгал руками. Еще и за лицо себя коготочками хватал. Но длилось это совсем не долго. Первую дочку еще меньше пеленала. А последняя голышом на пеленке валялась:)
ОтветитьУдалитьПрактически все историки сходятся во мнении, что отношение к детям и особенно мальчиками резко изменилось после Великой Отечественной - от утилитарного до почти обожествления (точно ты пометила - маленькие цари). Это всё понятно - такой жуткой этнографической ямы в истории страны не было до этого никогда. Но как результат - другой перекос появился - теперь дети в большинстве своём жутко избалованны.
УдалитьС пеленанием у всех всё немного по разному и дети все разные Но иногда оно действительно нужно.
Описка - конечно не "этнографической" ямы, а демографической.
УдалитьОчень интересно было прочитать и посмотреть фотографии!
ОтветитьУдалитьТаня, рада, что интересно. В эту публикацию я вложила много времени и сил - искала материал, переписывала, искала фото. А потом переживала, что будет не интересно. Но кажется переживала зря :-)
УдалитьЭто видно, что затрачено много времени, что и самому автору было интересно работать над статьей :0)
УдалитьАня, спасибо за интересный рассказ! А вот и правда: ведь в музеях крайне мало детского текстиля. Теперь я поняла почему;)
ОтветитьУдалитьУ нас где-то была еще моя расшитая пеленка, в которой меня из роддома забирали, потом брата. Расшитая в смысле вышитая ришелье. Но там был такой тонкий батист, что она просто растлевается в руках.. я даже не уверена, что при очередном расхламлении ее не выбросила...
Таня, а тебе спасибо за отзыв. Мне очень важно, чтобы было интересно.
УдалитьУ меня тоже подобная пелёнка лежит в закромах и тоже очень хрупкая. Она вся жёлтая, но боюсь её отбеливать - рассыпется. А вот как и от кого она ко мне попала - не помню, давно это было. Да и интерес у меня в то время был просто к старым красивым вещам, без подробностей что и откуда взялось.
Ришелье восхищало меня всегда. Особенно мне нравились летние занавески у бабушки в деревне в этой технике. Даже сама попробовала в подростковом возрасте вышить что-то - не получилось.
Анна, спасибо тебе за интересный пост! Из своего детства осталась только накидка с ришелье вышитая мамой. Сыновей своих пеленала, но не долго, и мужу не так страшно было в руках держать :) оставила на память распашонки крестильные и шапочки, умиляют.
ОтветитьУдалитьТаня, очень рада, что интересно. Сохраняется обычно из детства немного, но тем ценнее эти вещички. Ришилье - это примета времени, вот даже жалко, что оно из моды вышло. Красиво же!
УдалитьИ правда спокойнее держать ребёнка, когда он запеленут. До сих пор помню как первый раз взяла племяшку на руки - так страшно было уронить это хрупкое существо. Зато потом привыкаешь и только так вертишь :-)
Распашонки и шапочки они такие миниатюрные! Очень умиляют всегда. Хорошая память!