пятница, 13 июля 2018 г.

Этнография детства. Младенчество.

"Человек рождается на смерть, умирает на жизнь."
Народное

Одежда и игрушки крестьянских детей, лоскутное одеяло, свивальники.
Тульская и Вологодская обл., начало 20 вв.
Российский Этнографический Музей, Санкт-Петербург

Фото из альбома "Детская одежда" группы "Русский традиционный костюм"
Про появление ребёнка на Руси говорили что он пришёл в этот мир. А откуда? Приходил он по народным представлениям с "той" стороны, куда уходили его предки, был пришельцем в этом мире, т.е. не совсем человеком. Поэтому собственная одежда ему не полагалась как минимум до первой инициации. Близость позиций новорожденного и покойника как  "чужих" в этом мире подчеркивает и единство употребления слова "пелена" в словаре Даля как для детской пеленки, так и для пелены похоронной. Говорится о пеленании ребёнка и рядом же о пеленании покойника (ссылка 1). 
Поэтому было очень важно сразу после рождения обозначить ребёнка как живого и как своего. Для этого существовал стойкий обычай, известный практически у всех европейских народов: повитуха заворачивала новорожденного ребёнка в родительскую одежду, обычно поношенную и нестираную. Целью было введение пришедшего из иного мира в статус "своего" через вещь, долго бытовавшую в этом мире и принадлежавшую ближайшему родственнику . Пропитанность вещи пОтом утверждала статус пришедшего как живого, ведь мёртвые, как известно, не потеют. (с.2) Так через родительскую рубаху ребёнок получал защиту и признание как живого и своего. Так и объясняли на русском Севере: "чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтоб отец жалел его" (с.3)Мальчика пеленали в отцову рубаху, девочку - в материнскую, чтобы наделить новорожденного определёнными гендерными функциями.
Экспонаты выставки "Детский мир" в Институте Наследия, Москва. 14.02.2018 Справа - свивальники.
Фото из группы "Изучение русского фольклора"

В дальнейшем для пеленания, да и для детской одежды вообще, так же использовали старую  одежду. Во-первых, поношенный материал гораздо мягче нового; во-вторых, одежда, которую носили родители, несёт в себе защиту ребёнка; ну и в третьих, это практично - дети не знают, каким трудом достаётся одежда, да и при их повышенной активности носить одежду аккуратно просто невозможно, а старую и выбросить не так жалко. Наряжаться начинали только тогда, когда входили в возраст невесты и жениха. Наряжать же ребёнка в крестьянской среде  было не принято и такое стремление осуждалось. Поэтому перешивали на детей родительскую одежду, а младшие донашивали за старшими.
Использовали любые ткани - от тонких ситцев и полотна до суровой холстины: "развяжешь, а по нём (ребёнку) рубцы от этой холстины" (с.4). Это зависело от достатка семьи, доступности материалов, заботливости матери. Понятно, что после употребления, пелёнка становилась ещё более хлипкой и утилизировалась. Поэтому повседневные пелёнки до нас не дошли. 
А вот нарядные крестьянские пелёнки для крестин сохранились, хоть и в единичных экземплярах - с бранным ткачеством, вышивкой, кружевом. В Рязанской области крестильной пелёнкой часто служила венчальная рубаха отца - "постилка". (с.5) 
Вообще детский, и в частности младенческий, народный текстиль редко встречается в музеях. Археологи тоже указывают на то, что младенчество практически не оставляет следов в культурных слоях и находки предметов, относящихся к этому периоду жизни человека, очень редки. (с.6).
Пеленки детские. Курская губ., Обоянский у., нач. 20 вв.
Сергиев-Посадский музей-заповедник
Экспозиция "Мир русской деревни"
Пеленка из домотканого полотна, нач.20 в., 74х94 см
Музей-заповедник Прохоровское поле
 село Лучки, Прохоровский район Белгородской области
"Мамские" форумы полны споров о том, нужно ли пеленать младенцев или нет. Среди педиаторов и психологов тоже до сих пор нет единства мнений на эту тему. В любом случае, традиция пеленания очень древняя и, как и всё, что прожило такую долгую жизнь в традиции, имеет практическое обоснование.
Поверх пелёнок ребёнка перевязывали специальной лентой - свивальником "чтобы он (ребёнок) пеленку не разворачивал, чтобы ножки были ровными и ручки были вытянутыми". (с.7). Свивальники до нас дошли чуть в бОльших количествах, чем пелёнки. Они часто шились для первого ребёнка, часто из материала от одежды старших родственников (как и лоскутные одеяла), и потом использовались для следующих детей. Свивальник имел как практическую функцию, так и обереговую - спереди свивальник перекрещивался в виде креста ну и опять же, нёс защиту рода, если шился из старой одежды родных. Свивальник мог не только защищать ребёнка, но и использоваться как обрядовый предмет. У сербов им или пелёнками отгоняли градовые тучи.
«Наша  Јана  седморо-роткиња / Седморо деце родила/  Пеленом поље  покрила/  Повојем облаке  вратила» 
[Наша  Яна,  родившая  разом  семерых/  Семерых  детей  родила/  Пеленкой поле  покрыла /  Свивальником  тучи  отворотила] (с.8)
По сведениям этнографии пеленали детей до 6 месяцев полностью, потом - только по грудь.
Пережитком обычая перевязывать ребёнка свивальником в наше время является традиция перевязывания ребёнка при выписке из роддома атласной лентой поверх конверта.
***
Изучив те свивальники, которые мне удалось найти и увидеть, я бы разделила их на следующие типы:
- шитый, на вате. Верх мог быть из единого куска ткани или лоскутным. Обычно есть мягкая подкладка из ваты. На концах - верёвочки. Часто был праздничным.
Свивальник. Курская губ., Обоянский уезд, с. Курасовка (совр. Белгородская обл., Ивнянский р-он, с. Курасовка)
1930-е гг.
Сергиев-Посадский музей-заповедник
Размер 295 см х5,5 см





Он же  поближе в экспозиции "Мир русской деревни" 
Сергиев-Посадский музей-заповедник




Белгородский историко-краеведческий музей. 207см х 11 см.


Губкинский краеведческий музей. 1ая треть 20 в. Курская Губерния. 239 см х 4 см
Нижнетагильский музей-заповедник.
начало 20 в, Шёлковая ткань, вата, атласные ленты, шитьё на машинке.105 см х 7 см

Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.
18 век, Тафта, шёлк, глазет, вышивка. Длина 201 м. Явно не крестьянский.
- вязанные
Музей-заповедник Зарайский Кремль.
Начало 20 в, вязание крючком. Длина 200 см, ширина 8,5 см

- плетёные узкие, "в три пальца". У семейских Забайкалья такой вид назывался пеленалкой и повязывался уже поверх широкого шитого свивальника дополнительно.
Пояс-свивальник, 30ые гг 20 в. 1,5 х 253,5 см Шерстяные нити.
Историко-этнографический музей, филиал Курского государственного областного музея археологии.

19 - начало 20 вв. Лён, плетение. 6 см х 490 см.
Невьянский  государственный историко-архитектурный музей
- вышитые.
19 в. 12 см х 195 см.
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Начало 20 в. 5,5 см х 200 см.
Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник

В наших музеях так же есть кавказские свивальники. У них принцип закрепления совсем другой - они крепились к колыбели.
Свивальник. Северный Кавказ. нач. 20 в. Х/Б ткань.
150 см х 10 см, длина тесьмы 92 см
Ставропольский государственный  историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
***
В жизни моей семьи (Раменский район Московской области) традиции пеленания вполне в рамках этнографии. Пеленали всех. Даже я умею пеленать - тренировалась на моей племяннице. Для нашего поколения свивальник уже не использовали - просто пелёнки и конверты. А вот маму, её сестру и брата перевивали свивальником. Свивальник, по воспоминаниям моей мамы  и тёти, у нас был ярко салатовый хлопчатобумажный, на вате. Им бабушка перевивала всех детей, начиная с  первого сына, рождённого в 1941 году. Увы, этот свивальник, как и очень многое, видимо сгорел при пожаре.
Зато конверт, в котором из роддома выписывали моих двоюрных сестёр и меня, я "отвоевала" при разборе шкафа на дворе. И теперь храню его как уже этнографическую вещь и память моей семьи. Произведен примерно в начале 1970х, последний раз использован по назначению в 1981 г.


Очень приятная шелковистая ткань жаккардового переплетения, скорее всего вискоза, кружево синтетическое. Внутри - белая бязь. Между слоями ткани -утеплитель, скорее всего ватин.



А в вашей семье какие традиции пеленания? Сохранились ли у вас какие-то детские вещи пап/мам, бабушек/дедушек или из вашего собственного младенчества?
***
Закончить хочу моей любимой колыбельной в чудесном исполнении Валентины Рябковой.

А котики серые,
А хвостики белые, 
По улицам бегали,
По улицам бегали, 
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали, 
Приди котик ночевать,
Приди дитятко качать. 
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу. 
Дам кувшин молока,
Да кусочек пирога. 
Ешь-то, котик, не кроши,
Да больше не проси. 
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.



Ссылки и библиография:

1. "Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах." 
Владимир Иванович  Даль, 
1990 г., Москва, издательство Русский язык

Том 3, стр 28 слово пелА.

2. Аудиокурс Русская традиционная культура
Автор: Никитина Алла Владимировна

Разработан на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Курс содержит: 12 аудиолекций

3,4, 7 "Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов"/ Запись, составление, нотации и фотографии Г.М. Науменко 
М, Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998 г.

5. подписи в экспозиции "Мир русской деревни" Сергиево-Посадского Музея-Заповедника, 2018 год

6. Статья Петров М. И. "Дети в Средневековом Новгороде: от младенчества к отрочеству". 

8. "Вторичная функция обрядового символа", статья из:
 Н. И. и С. М. Толстые Славянская этнолингвистика: вопросы теории. 
М,  Институт славяноведения РАН, 2013 

17 комментариев:

  1. Интересно!
    Я своих детей пеленала, пробовала оставлять без пеленания,так ребёнок не спал, ручками взмахивал и себя будил, потом не уложишь.
    Думала,что с младшим обойдусь без пеленания,но нет,тоже спал спокойней запелёнутый.

    У меня грудничковые вещи сыновей лежат,иногда достаю и умиляюсь их размеру))

    И ещё конверт мужа где-то лежит, вот это уже история!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, и грудничковые вещи сыновей тоже когда-нибудь станут историей и этнографией.
      В музеях когда вижу вещи из середины 20 века, даже иногда годов 70ых, думаю о том, что в то время для людей это была повседневность и они представить не могли, что когда-нибудь такие вещи будут выставлять в музеях.
      Конверт мужа - это вообще круто. Сохранился же!

      Удалить
  2. Очень интересно. Насчет сохранности младенчиских вещей.. Мне кажется еще, что так мало дошло к нам "от младенчества" тех времен, что рожали много и смертность детская была ого-го. детей до года могли просто "не считать" во многих поселениях. Ну умер, такова воля божья, баба нового родит. Кстати, о бабе и новых родах: несколько лет назад читала жуткую статистику, что в родах до 1900 (в общем, середина-конец 19-го века) умирала каждая 9 горожанка (а каждая седьмая увечилась-калечилась, теряла-калечила ребенка). Я к тому, что к родам и младенцам относились более практично (черт, как чудовищно это звучит сегодня, но старые люди мне это вот так подавали), жили в основном бедно, в быту особо не изощрялись, а вот крещение - это все-таки праздник.
    Насколько я знаю, ни от родителей, ни от бабушек-дедушек ничего такого нет. Ботиночки (но это уже у детишек постарше), фотографии, да ленточки из роддомов. Это уже советская практичность ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, младенческая смертность и смертность рожаниц была чудовищная. У моей бабушки в семье многие братья-сёстры умерли в младенчестве и всё равно семья была большая.
      Уровень медицины и гигиены был на очень низком уровне в деревне годов до 30х 20 в. Об этом и народовольцы говорили, и многие губернские врачи писали ещё в 19 в. До революции этим вопросом занимались только отдельные энтузиасты - государству и так казалось, что крестьян девать некуда, чтобы ещё и увеличивать их количество.
      Поэтому на государственном уровне решением проблемы занялись только в 20-30ые годы 20 века, когда вообще шло массовое просвещение населения. Мало кто знает, но ещё вместе с отрядами по продразвёрстке в 1918-1921 годы в деревни отправляли мед. работников с хотя бы минимальным уровнем знаний для осмотра населения, просвещения их по основным вопросам гигиены и предоставления отчётов по общей картине. Самое элементарное, что приходилось объяснять - не давать грудничкам жёванный хлеб вместо соски. Сейчас такое никому в голову не придёт. А тогда это было массово.

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Helene A14 июля 2018 г., 21:03
    Аня, у меня был точно такой же розовый конверт! вернее - у моей мамы, не знаю сохранился ли. Спасибо за интересные исторические факты, очень интересно читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какое совпадение! Хорошо бы найти и сохранить. Рада, что интересно читать.

      Удалить
  5. Очень интересная статья. К детям раньше, действительно, относились гораздо проще. Сейчас они - как маленькие цари:) Свивальников на детях никогда не видела. Но помню, как в 10 лет сама пеленала сестру. Правда, по-моему, руки детям в нашей семье освобождали раньше, чем в 6 месяцев. Сына своего я пеленала - уж очень он дрыгал руками. Еще и за лицо себя коготочками хватал. Но длилось это совсем не долго. Первую дочку еще меньше пеленала. А последняя голышом на пеленке валялась:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Практически все историки сходятся во мнении, что отношение к детям и особенно мальчиками резко изменилось после Великой Отечественной - от утилитарного до почти обожествления (точно ты пометила - маленькие цари). Это всё понятно - такой жуткой этнографической ямы в истории страны не было до этого никогда. Но как результат - другой перекос появился - теперь дети в большинстве своём жутко избалованны.
      С пеленанием у всех всё немного по разному и дети все разные Но иногда оно действительно нужно.

      Удалить
    2. Описка - конечно не "этнографической" ямы, а демографической.

      Удалить
  6. Очень интересно было прочитать и посмотреть фотографии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, рада, что интересно. В эту публикацию я вложила много времени и сил - искала материал, переписывала, искала фото. А потом переживала, что будет не интересно. Но кажется переживала зря :-)

      Удалить
    2. Это видно, что затрачено много времени, что и самому автору было интересно работать над статьей :0)

      Удалить
  7. Аня, спасибо за интересный рассказ! А вот и правда: ведь в музеях крайне мало детского текстиля. Теперь я поняла почему;)
    У нас где-то была еще моя расшитая пеленка, в которой меня из роддома забирали, потом брата. Расшитая в смысле вышитая ришелье. Но там был такой тонкий батист, что она просто растлевается в руках.. я даже не уверена, что при очередном расхламлении ее не выбросила...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, а тебе спасибо за отзыв. Мне очень важно, чтобы было интересно.
      У меня тоже подобная пелёнка лежит в закромах и тоже очень хрупкая. Она вся жёлтая, но боюсь её отбеливать - рассыпется. А вот как и от кого она ко мне попала - не помню, давно это было. Да и интерес у меня в то время был просто к старым красивым вещам, без подробностей что и откуда взялось.
      Ришелье восхищало меня всегда. Особенно мне нравились летние занавески у бабушки в деревне в этой технике. Даже сама попробовала в подростковом возрасте вышить что-то - не получилось.

      Удалить
  8. Анна, спасибо тебе за интересный пост! Из своего детства осталась только накидка с ришелье вышитая мамой. Сыновей своих пеленала, но не долго, и мужу не так страшно было в руках держать :) оставила на память распашонки крестильные и шапочки, умиляют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, очень рада, что интересно. Сохраняется обычно из детства немного, но тем ценнее эти вещички. Ришилье - это примета времени, вот даже жалко, что оно из моды вышло. Красиво же!
      И правда спокойнее держать ребёнка, когда он запеленут. До сих пор помню как первый раз взяла племяшку на руки - так страшно было уронить это хрупкое существо. Зато потом привыкаешь и только так вертишь :-)
      Распашонки и шапочки они такие миниатюрные! Очень умиляют всегда. Хорошая память!

      Удалить