четверг, 14 июня 2018 г.

Что для меня традиционная культура? Жизнь.

Когда я только начала изучать традиционную культуру, она воспринималась как часть мой жизни. По прошествии 3-х лет поняла, что это не совсем так. Это сама жизнь.
Культура - это не песни, пляски, картины, книги, фильмы. Всё это - искусство, лишь малая часть культуры, отражающая её. Вспомните как раньше говорили - культура поведения, культура общения, культур чтения, физическая культура. Это же про жизнь! Жаль сейчас эти словосочетания практически исчезли из разговорной речи.
Этот плакат - про культуру поведения.
И этот - про культуру. Торговли.
А этот - про искусство.

Вот определение, наиболее близко к тому, что я понимаю под культурой: "Культура - это повседневность; это наши нормы и наш образ мышления. Наше Добро и Зло, если хотите."*
Те явления традиционной культуры (по сути - народной жизни), которые описывает  этнография, до сих пор находят живой отклик в жизни: мой, моей семьи, деревни, страны. Что-то изменилось, что-то вообще вымерло, но оставило отголосок; что-то совсем не изменилось, что-то новое тоже стало уже привычным. В деревне таких следов традиции больше, в городе - меньше.
Если изучать только одно явление традиционной культуры, не затрагивая остальные, то выйдет куцое, изуродованное представление о ней. Да и это невозможно - настолько глубоки связи и взаимопроникновения, за что не возьмись. Изучая, скажем, костюм, невозможно игнорировать  вопрос, для чего он создавался. А значит, чтобы понять, надо изучить событие, под которое его делали. Скажем свадьбу. А свадьба как обычай и праздник - это и религия, и мировоззрение, и песни и даже кулинария. Это жизнь во всей полноте. С этой точки зрения можно рассмотреть любое знаковое явление человеческого бытия - от рождения и до смерти.
Начав изучение традиционной культуры с узкой ниши - народной вышивки, я открыла для себе очень богатый и интересный мир, оказавшийся к тому же невероятно близким и родным.
Традиция находится в постоянном развитии, очень практично отбрасывая ненужное и впитывая новое из числа нужного, она развивается, меняется, но не уходит. Так в 21 веке в нашей жизни присутствуют не только явления культуры относительно недавних времени но и отголоски языческих верований.
Как самый простой пример - нам трудно выбрасывать хлеб. Мы стараемся как-то использовать его, а если выбрасываем, то нам стыдно за это в глубине души. Выбросить другие продукты нам всё же намного легче. Это отголосок не только голодных  лет 1 половины 20 в, но и отношения к хлебу как к главному кормильцу с того момента, как он стал основным продуктом питания наших предков. "Хлеб всему голова" - это мы усвоили на подсознательном уровне. Не будет хлеба - не будет жизни.
Но самое стойкое наследие - это суеверия. Поплевать через плечо, постучать по дереву, не передавать что-то через порог - часто мы делаем так, даже не замечая.
Вот именно это мне больше всего хочется показать - традицию в современной жизни, корни наших представлений, обычаев, норм. 
Россия - многонациональная страна со множеством древних и не очень, но традиционных культур. Отношусь ко всем ним с большим уважением, но нельзя объять необъятное. Поэтому я занимаюсь только той традиционной культурой, наследником которой являюсь и которую поэтому мне легче всего понять - культурой русского крестьянства. 
Конец 90ых гг 20 в - моя деревня (40 км от МКАД , Подмосковье).
Папа - за плугом, дядя ведёт лошадь, остальные готовы сажать картошку. 

После Петра Первого именно огромная масса крестьян, составлявших бОльшую часть населения страны, сохранила традиционный уклад жизни и в их среде культура продолжала развиваться естественным образом. Высшие сословия были искусственно переведены в рамки западной культуры и с этого времени стали страшно далеки от народа. Хотя, попадая на русскую почву, западная культура часто принимала настолько причудливые формы, что и западной тоже не являлась. Это была своеобразная русская дворянская культура, в которой несмотря ни на что нет-нет да и мелькали отголоски традиционной русской культуры. И в самих этих, плохо даже говорящих по-русски, людях вдруг проявлялась эта русскость. Прекрасно показал это Л.Н.Толстой в "Войне и мире" - вспомните русскую пляску Наташи Ростовой.
В.Серов Наташа у дядюшки. 1954 г.
В своё время я плотно изучала Европейское Средневековье, культуру Ирландии, Шотлании и Англии, северных стран эпохи викингов. Поверхностно знакома с культурой Индии и Японии. Эти знания  помогают мне увидеть общие корни (может быть ошибочно) - не только индоевропейкие, но и общечеловеческие. И при этом раскрывают ещё более восхительные грани родной культуры. 
Сейчас мои насмотренность и информированность достигли того уровня, после которого начинается отдача в виде вдохновения. Вдохновения на творчество в сфере материальной культуры. Причем в результате вдохновения этнографией часто получается что-то вполне современное.
Взять этнографическое изделие и просто повторить его - не мой метод. Я начинаю его изучать - как в рамках конкретной вещи так и вообще в приложении к назначению и условиям бытования, ко всей культуре в целом, собираю материал. Так у меня появляется масса информации по теме, становящейся фундаментом для творчества.
Появилась идея публиковать небольшие заметки по этим темам - для себя, чтобы систематизировать материал и для популяризации традиционной культуры. Одну подобную публикацию - про швейку, я уже делала. Возможно кому-то мои заметки и будут интересны. Задача - не только рассказать  про явление культуры, но и показать его место в современной жизни и показать, на что оно может вдохновить.
Я не профессионал и, хоть и стараюсь опираться на научные публикации, могу сильно где-то ошибаться.  Если кто-то укажет на ошибки и заблуждения - буду благодарна.
В качестве иллюстрации к публикации можно взять любой клип группы ОтаваЁ - тонкий баланс традиций, здорового юмора и современности. Возьму летний клип - пусть Ваше лето будет таким же тёплым и безмятежным, как в клипе. Кстати, снят клип не в России, а в.... Латвии. И тем не менее всё такое родное!

Моё чувство традиционной культуры на данный момент именно такое. А как вы считаете, традиционная культура ещё жива? Вы видите её явления в своей жизни? Или, как некоторые специалисты мира искусства, считаете, что традиции нет места в современной жизни, а место ей только в музее и субкультуре и вообще она давно мертва?

*Это краткое и ёмкое определение даёт читаемый и уважаемый мною Тарас Выхристюк, участник новосибирского фольклорного ансамбля "Полынь", при этом работающий в сфере технологий, что вовсе не является противоречием и не мешает друг другу. Если не боитесь длинных текстов, почитайте его публикации в ЖЖ - человек знает, о чем говорит, т.к. и в экспедиции ездит, и выступает, причем на абсолютно добровольной основе, при этом обладает научным взглядом на мир. Да, местами пишет резковато и обидно для некоторых категорий граждан. Не во всем с ним согласна и я. Но ведь если нас что-то задевает, значит есть в этом доля обидной правды, верно?

6 комментариев:

  1. Аня,хорошую тему ты подняла! Убеждена в том,что наша традиционная культура ни куда не уйдёт,если мы будем воспитывать в её духе своих детей,передавать те,традиции и праздники,которые мы сами пережили.В нашей современной жизни,на мой взгляд это сделать сложнее,так как много пришло из...
    Валентинов день,хелоуин или как он там точно называется!? Иногда обидно становиться за наши праздники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, о том и речь - должна быть преемственность поколений, передача информации в семье, без надежды на школу, государство и т.д. (им это не нужно, нужно это нам). Это как былины: они дошли до конца 19 века в устной традиции, передаваясь от поколения к поколению.
      Праздники - важная часть культуры и мы сами в силах их праздновать в традиции. Те же Святки - прекрасная альтернатива Хэллоуину! Мы уже несколько лет с детьми по деревне ходим, поздравляем и угощения собираем (для детей это первостепенное, важность остального ими мало осознаётся). А мне доставляет удовольствие песни петь (хоть я и не умею петь), стихи цитировать, видеть реакцию людей, приносить им радость и понимать, что и детям это нравится. И ещё наряжаться!
      Моя племяшка живёт в коттеджном посёлке, где много иностранцев. В этом году инициативная группа организовала празднование Хэллоуина - ну и малыши только участвовали, Лизке уже не интересно было. Ну постучали они в дверь, им открыли, дали конфет и всё. В чём прикол?
      Надо просто немного поднапрячься и организоваться, т.е. победить свою лень и своё "некогда".

      Удалить
  2. Такие посты хорошо читать, но сложно комментировать )) Лично я второй раз читаю, хочется что-то написать, но мысли тяжело облечь в слова. Но если будет несколько сообщений на эту тему, многим будет интересно, я уверена, а вот обсуждения может не выйти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, да не страшно! Сама знаю что что-то такое трудно комментировать. Не рассчитывала изначально на много комментариев.
      Но я посчитала необходимым сделать некую вводную, чтобы были понятнее следующие публикации на тему и вообще для чего я их делаю.

      Удалить
  3. Согласна с Леной. Хорошо читать, но сложно комментировать. Отчасти потому что ты сама все и объяснила;) есть, есть ниточки традиций, которые тянутся через века... И это не совсем то, что принято считать на поверхности. Т.е. не матрешка-балалайка, если утрированно.
    Поэтому с интересом буду читать твои посты, Аня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, так и есть - копать надо глубже, там самое интересное. Археология традиции получается :-)

      Удалить