Ещё разок помучаю вас образцом (сэмплером), а в следующий раз надеюсь показать полноценную работу.
Традиционная вышивка прекрасно сочетается с природными материалами. |
Открытие - швом "косичка" можно выкладывать целые узоры! И это так увлекает, что хочется шить им и шить.Внешний контур центрального узора вышит косичкой, а внутри - старым крестом.
Современный крестик пришёл к нам из европейской культуры - сначала он появился в усадебной дворянской вышивке и уже оттуда попал в крестьянскую среду. Как сказала в шутку наш преподаватель, особенно он был интересен ленивым, неумелым мастерицам. Ну а если серьёзно в первую очередь он интересен тем, кому надо было побыстрее подготовить приданное. Ну а почему бы и нет? Крестиком намного быстрее вышивать! Вытеснение крестиком старинных техник обусловлено ещё и распространением брокаровских мыльных рисунков для вышивки крестом (схемы профессиональных художников "в русском стиле" распространялись с недорогим мылом фирмы Брокар). Ну а мода и желание новизны были не чужды нашим прабабушкам так же, как и нам. Подробнее про это можно почитать вот тут). А у Аграфены есть статья на эту тему СВЕТ С ЗАПАДА или миф о «Двухстороннем крестике».
Европейским крестиком начали заменять шов "косичка" в узорах и косой старый крест, существовавший до этого. Старый косой крест отличается от европейского тем, что верхние стежки идут не в одном направлении, как в современном крестике, а в разных, образуя на внешней стороне вышивки своего рода зигзаг. На изнанке он выглядит часто хаотично, но может так же складываться в узор - тут уж всё зависит от мастерства вышивальщицы, её желания и характера изделия. Понятно что на полотенце изнанку сделать надо как можно красивее, а вот на одежде - уже не обязательно. Да и надо учесть, что это сейчас перевернул пяльца и посмотрел что на изнанке, а тогда пяльца перевернуть было посложнее.
А ещё существует прямой крест, но до него я пока не добралась. Там тоже свои разновидности и свои тонкости.
Материал: канва Линда, 100% хлопок, нитки мулине ПНК Кирова и хлопковая нить для вязания. Швы косичка, досюльный, старый косой крест.Лицо |
Изнанка |
Причём второй раз я повторила узор зеркально, как на образце, не смотря на схему, а ориентируясь на уже отшитый первый узор. Так что такая вышивка прекрасно развивает ещё и пространственное мышление.
В середине - узор старым крестом. На изнанке получился хоть и не полноценный, но симпатичный узор.
Верхние птички - досюльным швом тренировалась вышивать решётки. Так же пыталась понять, на чём ей лучше стоять. Потому что птичка с торчащими ногами лететь не может. В результате первая птичка стоит на брёвнышке, вторая - сидит на верёвке, а третья - видимо на воздухе.
Последняя птичка единственная в этой работе вышита хлопковой нитью для вязания, а не мулине. Но хотя такая нить ближе к этнографии, чем мулине, эта птичка получилась неаккуратной какой-то - пример несоответствия толщины нити и ткани.
Птичка на верёвочке получилась очень толстой - я ошиблась и обнаружила это, почти дошив контур и не стала исправлять. Аграфена говорила, что раньше мастерицы тоже не переделывали вышитое, если ошибка была не фатальна. Да и я, отрисовывая схемы с этнографических образцов, вижу такие ошибки, которые не портят общий ритм рисунка и вообще не заметны. Хоть эта птичка и самая толстая, мне вариант на верёвочке кажется самым гармоничным насестом для такой птички. Брёвнышко думаю толстовато, а в подвешенном виде, без опоры как то странно выглядит.
В общем тонкостей и ньюансов - ещё полным полно. Учусь дальше.
Слева - толстушка на верёвочке, справа - вышитая нитью для вязания. |
Птичка на верёвочке получилась очень толстой - я ошиблась и обнаружила это, почти дошив контур и не стала исправлять. Аграфена говорила, что раньше мастерицы тоже не переделывали вышитое, если ошибка была не фатальна. Да и я, отрисовывая схемы с этнографических образцов, вижу такие ошибки, которые не портят общий ритм рисунка и вообще не заметны. Хоть эта птичка и самая толстая, мне вариант на верёвочке кажется самым гармоничным насестом для такой птички. Брёвнышко думаю толстовато, а в подвешенном виде, без опоры как то странно выглядит.
В общем тонкостей и ньюансов - ещё полным полно. Учусь дальше.
Скажите пожалуйста, а что за шов косичка? Всматривалас- всматривалась, похож на тамбур, но ведь это не он? И в сколько ниток вышивка?
ОтветитьУдалитьОчень красиво получилось!❤❤❤
Ула, спасибо! Скорее ближе к шву "козлик". В книге "Белорусский народный костюм" Лобачевская О.А. Зимина З.И. в разделе "бархатные швы" стр. 75 показано, как выполнять этот шов. Книга есть в VK например https://vk.com/album11970275_147851693
УдалитьСпасибо! Да, именно у Зиминой я его и нашла, совершенно прекрасная книга!🌹🌹🌹
УдалитьЕще вопрос- я правильно поняла, что им можно вышивать по крестиковым схемам и так изначально и делали?
УдалитьСкорее крестиковые схемы появились как вырождение традиционных техник вышивания. Рисунок стал проще, потому что не все традиционные техники вышивания поддаются переводу в крестик. Да и переводили в крестик дошедшие до нас схемы вышивки не вышивальщицы, а профессиональные художники. Им то что, обрезать лишний завиток или черточку...
УдалитьВышивать по ним конечно можно, вот только стоит ли? Вопрос достаточно непростой...
Чем древнее техника и рисунок, тем он больше выверен и логичен. Нитку всегда будет куда спрятать, всегда будет логичен путь вышивания рисунка, следующий шаг будет рождаться сам. Да и значение вышивки уже выверено веками. Делать традиционную вещь всегда лучше с оригинала, чем с его копии. Тем более что сейчас найти качественное фото оригинала достаточно просто, например на goskatalog.ru
А с другой стороны почему бы и не выбрать такой путь? Возрождение традиции через замену более старым швом более нового в современных изделиях ... Это и есть в некотором роде развитие традиции. Вот только такой путь требует бОльшей аккуратности и уважительного отношения к традиции. Чтобы не получилось вместо возрождения традиции вырождения традиции, как с "клюквенными" ансамблями Берёзка, Кадышевой да Бабкиной.