пятница, 14 февраля 2014 г.

Гексагон. Это что-то из геометрии? И какое отношение он имеет к рукоделию?

Лоскутное шитье

Лоскутное шитьё из шестиугольников
Как Вы думаете, какие инструменты самые нужные для рукодельницы? Иголка? Ножницы? Да, верно. А ещё линейка.
Как Вы думаете, знания по какому предмету школьной программы используются рукодельницей чаще всего? Рисование? Иностранный язык? Не угадали…. Геометрия и математика. Не верите? 

Мне тоже  такое не могло прийти в голову, когда ещё во время учёбы в институте я решила заняться лоскутным шитьём. Вот тут-то (чуть ли не впервые в реальной жизни) мне пригодились элементарные знания геометрии и математики, полученные в школе – построение прямой через 3 точки, различных треугольников, диаметры, диагонали и т.д. А ещё вычитание, сложение, умножение, деление, проценты.
А золотое правило «Семь раз отмерь один отрежь»? Опыт и ошибки многих рукодельниц воплотились в этом основополагающем правиле шитья.
В школе мы часто думаем – зачем мы это учим, ведь в жизни оно не пригодится. Я считаю, что основы точных наук обязательно надо знать. И это не только математики касается. И чем дольше я занимаюсь рукоделием, тем больше нахожу примеров того, что в основе творчества и ремесла лежат не только талант и способности, но и знание точных наук.
Это доказал ещё один из самых уважаемых мною художников, Леонардо да Винчи. Вед он был ещё и изобретателем, инженером-механиком, исследователем, видевшим одной из основ живописи ту же математику и геометрию. Так его «Витрувианский человек» является одновременно научным трудом и произведением искусства и до сих пор является учебным пособием по пропорциям человеческого тела. А из его записей создана одна из первых научных работ по живописи.
Ну а теперь подкреплю свои измышления конкретным примером. Увидела я в Интернете лоскутные прихватки из гексагонов (правильных шестиугольников) и загорелась сшить подстилки на табуретки с таким узором.
Ну что ж, мастер-класс есть в моём любимом блоге http://vechernie-posidelki.blogspot.ru/2012/02/potholders-tutorial.html 
Первый шаг – нарисовать гексагон. А как? Я уже забыла… Но Википедия знает почти всё. Смотрим … Ага, по способу Евклида. Линейка, циркуль и…. готово! Вот она – практическая геометрия.

И только теперь начинается собственно творчество – подобрать по цвету лоскутки, вырезать, загнуть, сшить и далее по мастер-классу. 

Лоскутков у меня много, разного размера и цвета – я очень экономная рукодельница. Я решила сделать подстилку в тёплой, желто-коричневой цветовой гамме. Когда шьёшь из лоскутков, многие ткани вызывают воспоминания и ассоциации – может поэтому лоскутные изделия всегда такие уютные. Вот это – портьеры, которые были в сгоревшем деревенском доме; это – пододеяльник; мамина юбка школьных времён, мамины брюки, мои брюки, мамино вельветовое платье с рисунком, который мне всегда нравился…. Вот такая геометрическая красота получилась
Сшитые шестиугольники надо нашить на основу. Подходящего по цвету лоскута ткани нужного размера у меня не нашлось. Зато было 2 отличных белых лоскута бязи. 
Лоскутное шитьё из шестиугольниковНу что ж, попробовать самостоятельно покрасить ткань я тоже давно хотела. Почему бы не сейчас, тем более что для получения жёлто-коричневого цвета красителя у меня много - луковая шелуха. 
Заливаем её водой и ставим на огонь, как закипит – поварить хотя бы минут 15, затем процеживаем и кипятком заливаем ткань. 
Выдерживаем, постоянно переворачивая, чтобы не было пятен и ткань равномерно прокрасилась. Я держала 15 минут, чтобы цвет был более насыщенным. Так же цвет зависит от количества красителя – я использовала всю шелуху, которая у меня была. Хорошо бы держать в это время посуду на медленном огне, но у меня не было такой возможности. Вытаскиваем и полоскаем, пока вода не станет прозрачной. Расправляем и сушим. Как высохнет, прогладить горячим утюгом без пара. У меня один кусок равномерно прокрасился, на втором есть не очень заметные более светлые участки – последствия того, что я меньше переворачивала этот кусок ткани при покраске. Хороший кусок пошёл на лицо, с пятнами – на изнанку. Ну что ж, для первого раза неплохо. Цвет, на мой взгляд, отлично гармонирует с лосутками.
Теперь складываем слои для стёжки – изнанка, утеплитель (у меня синтепон в два слоя), лицо и гексагоны. Скалываем булавками.
Теперь стёжка. Т.к. у меня до сих пор была сплошная ручная работа и под рукой была только мамина электрическая машинка, в которой я не очень уверена (она у нас звезда – капризная и своевольная. Но откликается на уход – после чистки и смазки, на которые я кучу времени потратила, стала гораздо лучше работать), я решила и стёжку выполнить вручную, обычными стежками «вперёд иголку». Нить я взяла ярко-жёлтую, края отделала полосой ткани (тоже из лоскутных запасов).
Вот результат – полностью ручная работа, в основе которой лежит строгая геометрическая фигура гексагон, но которая получилась такой домашней и тёплой, что кошка постоянно ложилась на неё, даже когда она ещё не была доделана. А уж кошки то точно знают толк в уюте!
Лоскутное шитьё из шестиугольников

Лоскутное шитьё из шестиугольников

Лоскутное шитьё из шестиугольников
P.S. в съёмках принимали участие исторические санки, Пуки - шведский лось с финским именем и кошка Муся.

5 комментариев:

  1. класс.. мне нравится.. и санки, и Пуся.. и блог..)) и то, что я не могу молчать и вечно даю советы всем - направо и налево, )) кому нужно и кто не нуждается.. а если фотки делать больше? можно расширить границы средней части, где пишется сообщение, и большие фото.. я так люблю... )))) *мечтательно*.. такие красивые вещи надо .. показывать крупным форматом, чтоб сразу в глаза бросалось и не отпускало..))))
    и да, надо еще отменить проверку кодом, поэтому может и комментариев нет в блоге, потому что реально лень бывает еще и код вводить, после того, как кучу всего напишешь.. )) это сделать моно в настройках блога, - там где вкладка сообщения и комментарии. поставить слово НЕТ в графе проверка по коду.. )) и будет все ок... )))

    ОтветитьУдалить
  2. и еще надо панельку в гаджетах - называется постоянные читатели..)) а то как тебе в гости ходить?? двери то закрыты..))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, большое спасибо за советы! Будет время, обязательно в настройках пороюсь и оптимизирую всё. Я новичок в этом деле. Мне такие советы - на вес золота!

      Удалить
  3. Такой увлекательный пост! И подстилка получилась замечательная:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Правда её уже довели до того состояния, что пора выбрасывать, но зато пользовались с удовольствием.

      Удалить