вторник, 16 октября 2018 г.

"Зиг-заг" в этнографическом костюме и... в искусстве палеолита.

Голь на выдумку хитра. 

Способов украшения традиционного русского костюма очень много: вышивка в различных техниках, ткачество и плетение разных видов, многообразные складки и сборки, вышивка по сборкам, нашивание других материалов - кружева, тесьмы, лент, паеток, бисера, жемчуга, бусин и просто ткани.
Даже из полоски простой белой ткани создавали мастерицы элементы декора, которые вполне можно использовать и сегодня. Например вот такая лента под кодовым названием "зиг-заг". К сожалению нигде не нашла аутентичного названия такого элемента декора, так что будет называться зиг-заг. 
С помощью этого элемента в основном соединяли полосы ткани и в костюме и в предметах быта. Распространен такой способ украшения было повсеместно. Такой элемент можно увидеть как на концах северо-русских полотенец,
Конец полотенца. Кадниковский уезд Вологодская губерния. Конец 19 - начало 20 вв
Харовский район Вологодской обл.
на подолах северорусских женских рубах,
Русский музей. Прошва для подола женской рубахи. Кадниковский уезд Вологодской губернии. Конец 19 в.

навершниках Рязанской губернии,
Фрагмент декора подола на рязанском навершнике-"юпочке"

так и на нижегородских женских рубахах.
Деталь рукава. Нижегородская губерния, вторая половина 19 - начало 20 вв.
Нижегородские рубахи: Эрмитаж (справа) и из Музея сословий России Ильи Глазунова (слева)
Групповой портрет безводненских крестьянок. 1881 г. Нижегородская губерния. Неизвестный автор.

Зиг-заг в основном белый, в красном исполнении встречается реже (см. так же выше на навершнике или вот здесь). И даже жёлтый мог быть - вот здесь  (автор просил не копировать, поэтому просто даю ссылку).
На первый взгляд это просто красивый способ отделки. Но в традиционном костюме случайного и просто красивого не бывает. Так что значит такой узор, какой смысл несёт он сам и его расположение?
***
Зиг заг как вид орнамента - один из древнейших узоров. Он известен с тех пор, как человек вообще начал выражать себя в искусстве. Его первоначальное происхождение определяется некоторыми исследователями (1) как воспроизведение рисунка дентина, бивня мамонта.
Узор поперечного среза бивня мамонта
Мы видим этот узор рядом с меандровым орнаментов на палеолитическом браслете.
Иллюстрация из "Язычество древних славян" Рыбаков Б.А.

Пойманный мамонт означал сытость, т.е. достаток и богатство, вот и узор стал обозначать то же. А так как мамонты обитали повсеместно рядом с людьми, то рисунок этот распространён у множества народов.
При переходе от охотничего образа жизни к земледельческому зиг-заг стал обозначать воду, а более конкретно небесную влагу и зачастую рисовался не горизонтально, а вертикально, как ниспадающие струи. Дождь, небесная влага для древнего земледельца обозначал то же, что и добытый мамонт для первобытного человека - урожай, а значит сытость и достаток. Искусственного орошения тогда не было и урожай полностью зависел от небесной влаги.
Иллюстрация из "Язычество древних славян" Рыбаков Б.А.
Разные виды влаги - хлябей небесных, дождя, земной и подземной воды можно увидеть ещё и в наше время на деревянных наличниках.
Хляби небесные  на наличнике Плёса, Ивановская обл.
Источник http://plios.ru/pub/plyesskie-nalichniki-oberegi/
Хляби небесные и струи дождя, Плёс, Ивановская обл.
Источник http://plios.ru/pub/plyesskie-nalichniki-oberegi/

Вода земная - реки, так же выполняли защитную функцию как естественная водная преграда и не только от реальных врагов-людей, но и от "нижнего мира". Т.к. истоки рек, ручьёв, источников находятся под землёй, связь их с подземным миром была для древнего человека очевидна. Многие народы считали, что если долгое время плыть по воде, можно попасть в загробный мир. Самое известное из таких путешествий совершил Одиссей. А в славянских изображениях ночное солнце часто увозят по подземной реке лебеди.
С водой тесно связаны змеи - они выползают на влажную погоду и являются предвестниками дождя. Таким образом зиг-заг может и змею изображать. На Пермских шаманских бляшках нижний мир изображён ящером, глотающим солнце.
Свернувшийся в кольцо хищник, в центре кольца три человеческие головы, внизу-двухголовый ящер. (Пермский звериный стиль. Бронза, литье.) 


Ящер - повелитель вод и подземного мира ещё в середине 20 века существовал в фольклоре славян. Но он - не только повелитель вод, но и страж на границе двух миров. Возможно в засуху или во время наводнений этому грозному духу приносили человеческие жертвы, выбираемые по жребию. Кстати, некоторые исследователи (2) считают, что детская игра-считалочка "Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом..." - искажённый отголосок тех обрядов.
Окно в некотором смысле тоже граница двух миров - внутреннего и внешнего, "своего" и "чуждого", поэтому на наличниках окон в России часто можно увидеть "охранников": ящеров, драконов или ужей-змеек.
Драконы Ростова Великого. Источник http://etno.environment.ru/news.php?id=81
Змейки города Любимова Ярославской области.
Источник http://nalichniki.com/lyubimye-nalichniki-iz-lyubima/
Впрочем, как верно заметила prostomutter, змейку или ящера очень легко стилизовать под растительный  узор, поэтому понять, что изображен именно ящер или змейка, не всегда возможно.
Видите ящеров? А они есть. Галич, Костромская обл.
Источник https://prostomutter.livejournal.com/129293.html
Змейки или растительный узор? Чухлома, Костромская обл.
Источник https://prostomutter.livejournal.com/123271.html
Во второй половине 19 - начале 20 веков мастера уже не помнили смысл узоров, они просто делали по образцу предков. И сохранили расположение узора там, где надо что-то защитить, на стыке "миров" - в домовой резьбе, на горлышках сосудов, на подолах и манжетах рукавов, на концах полотенец. Ну и как пожелание достатка по совместительству :-)
Вот и я решила использовать древний символ для обеспечения благополучия и защиты границы миров у меня дома. А как именно, расскажу в следующей публикации.

***
Ссылки и библиография:
(1)  В.И. Бибикова "О происхождении мезинского палеолитического орнамента". Советская археология, №1 за 1965 год Стр. 3-8
(2) Б.А. Рыбаков "Язычество древних славян" 2-ое издание Москва, "Наука", 1994 г.
3. Н.А. Криничная "Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии".  Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и смежных регионов. Петрозаводск 2008 г. Стр. 131-141.

Интернет-ресурсы:
1. Дракон-ящер на наличниках http://etno.environment.ru/news.php?id=104
2. Типы и символика наличников https://prostomutter.livejournal.com/127277.html
3. Самое полное собрание фотографий наличников http://nalichniki.com/

10 комментариев:

  1. Меня заворожило фото крестьянок, групповое.
    Как наряжены богато, сколько достоинства в позах и взглядах. и это крестьяне 19 века.
    Во что они были превращены в 20-м.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наряды конечно шикарнейшие! Естественные статичные позы, спокойные лица - девицы хороши по всем параметрам, сегодняшним моделям не чета.
      Но справедливости ради должна заметить, что это богатые нижегородские крестьянки, родители которых в основном занимались уже производством и торговлей, а не работали на земле. Крестьяне, работавшие на земле, особенно в перенаселённых малоземельных районах в большинстве своём были гораздо беднее. Имущественное расслоение в одном сословии к началу 20 века было очень сильное, что в том числе определило и дальнейшее развитие событий.
      Для этого времени можно найти фото женщин, выглядевших жалко - работниц фабрик, бурлачек, крестьянок. А для 20 века - фото крестьянок с достоинством во взгляде. Люди и тогда и сейчас очень разные.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Наташа, рада что интересно! Скоро будет публикация о современном применении данного текстильного элемента, надеюсь не менее интересная.

      Удалить
  3. Очень интересно!
    Не знала,что узоры это отголоски прошлого)

    Про наличники тоже, смотришь и видишь обычные орнаменты, а там ,оказывается ,всё заранее продумано!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Большинство классических узоров идут из глубокого прошлого и несут смысловую нагрузку. Обязательно расскажу ещё про некоторые из них.
      Наличники это вообще целый мир и отдельная тема! И моя мечта...

      Удалить
  4. Не знала про срез бивней мамонта. Интересно. А еще интересно как рукодельницы этот зигзаг тряпочный изготавливали? Не, ну вязаный то понятно. а вот, например, как на втором фото?
    Подумала, что у нас в Томске знаю один-единственный дом со "змейским" узором. Есть еще дом с драконами, но это чистая стилизация норвежских домов. А вот всякие змейки-ящеры на томской земле не прижились. Ну и слава богу. Не хотела бы я жить в "змейском" доме;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, обязательно расскажу и покажу как он делался - там ничего сложного на самом деле нет, как оказалось.
      Я очень хотела показать Томские наличники, но оказалось что драконы характерны больше для Русского Севера, а змейки и ящерки - для центра и юга Европейской части России. У вас же свои темы: точёные башенки в виде куполов на наличниках Томска указывали на принадлежность хозяина к дворянскому сословию, а "склонённые знамёна" обозначали, что что в доме есть погибшие из ушедших на военную службу (инфо отсюда http://gorod.tomsk.ru/index-1361810639.php)

      Удалить
    2. Ань, если "знамена"-это то, что мы называем "занавесочки" или шторки, то, думаю, в статье гон. В смысле это может быть одной из версий, но вряд ли это так. У нас эти "шторки" на каждом втором доме, в том числе на доходных домах. Характерный наличник Томска. У нас распространено мнение, что эти занавесочки означали благополучие, поэтому так широко использовались при строительстве. Доходные дома то купцы строили!
      ну и про точение башенки тоже впервые слышу. Прочту статью. По-моему, кто-то не сильно умный писал;)

      Удалить
    3. Таня, возможно и так. Про змеек, ящериц и драконов тоже конечно прям 100% утверждать нельзя, как и вообще про всё, что настолько отстоит от нас во времени. Но тут по крайней мере подтверждается инфо данными смежных наук и ИЗО источников.
      Я не сильно погружалась в тему знамён и башенок - всё-таки тема исследования у меня другая. Никакого времени не хватит, если отвлекаться. Спасибо за информацию, учту.

      Удалить