Голь на выдумку хитра.
Способов украшения традиционного русского костюма очень много: вышивка в различных техниках, ткачество и плетение разных видов, многообразные складки и сборки, вышивка по сборкам, нашивание других материалов - кружева, тесьмы, лент, паеток, бисера, жемчуга, бусин и просто ткани.
Даже из полоски простой белой ткани создавали мастерицы элементы декора, которые вполне можно использовать и сегодня. Например вот такая лента под кодовым названием "зиг-заг". К сожалению нигде не нашла аутентичного названия такого элемента декора, так что будет называться зиг-заг.
С помощью этого элемента в основном соединяли полосы ткани и в костюме и в предметах быта. Распространен такой способ украшения было повсеместно. Такой элемент можно увидеть как на концах северо-русских полотенец,
![]() |
Конец полотенца. Кадниковский уезд Вологодская губерния. Конец 19 - начало 20 вв |
![]() |
Харовский район Вологодской обл. |
на подолах северорусских женских рубах,
![]() |
Русский музей. Прошва для подола женской рубахи. Кадниковский уезд Вологодской губернии. Конец 19 в. |
навершниках Рязанской губернии,
![]() |
Фрагмент декора подола на рязанском навершнике-"юпочке" |
![]() |
Деталь рукава. Нижегородская губерния, вторая половина 19 - начало 20 вв. |
![]() |
Нижегородские рубахи: Эрмитаж (справа) и из Музея сословий России Ильи Глазунова (слева) |
![]() |
Групповой портрет безводненских крестьянок. 1881 г. Нижегородская губерния. Неизвестный автор. |
Зиг-заг в основном белый, в красном исполнении встречается реже (см. так же выше на навершнике или вот здесь). И даже жёлтый мог быть - вот здесь (автор просил не копировать, поэтому просто даю ссылку).
***
Зиг заг как вид орнамента - один из древнейших узоров. Он известен с тех пор, как человек вообще начал выражать себя в искусстве. Его первоначальное происхождение определяется некоторыми исследователями (1) как воспроизведение рисунка дентина, бивня мамонта.
Мы видим этот узор рядом с меандровым орнаментов на палеолитическом браслете.
Пойманный мамонт означал сытость, т.е. достаток и богатство, вот и узор стал обозначать то же. А так как мамонты обитали повсеместно рядом с людьми, то рисунок этот распространён у множества народов.
![]() |
Узор поперечного среза бивня мамонта |
![]() |
Иллюстрация из "Язычество древних славян" Рыбаков Б.А. |
Пойманный мамонт означал сытость, т.е. достаток и богатство, вот и узор стал обозначать то же. А так как мамонты обитали повсеместно рядом с людьми, то рисунок этот распространён у множества народов.
При переходе от охотничего образа жизни к земледельческому зиг-заг стал обозначать воду, а более конкретно небесную влагу и зачастую рисовался не горизонтально, а вертикально, как ниспадающие струи. Дождь, небесная влага для древнего земледельца обозначал то же, что и добытый мамонт для первобытного человека - урожай, а значит сытость и достаток. Искусственного орошения тогда не было и урожай полностью зависел от небесной влаги.
Разные виды влаги - хлябей небесных, дождя, земной и подземной воды можно увидеть ещё и в наше время на деревянных наличниках.
Вода земная - реки, так же выполняли защитную функцию как естественная водная преграда и не только от реальных врагов-людей, но и от "нижнего мира". Т.к. истоки рек, ручьёв, источников находятся под землёй, связь их с подземным миром была для древнего человека очевидна. Многие народы считали, что если долгое время плыть по воде, можно попасть в загробный мир. Самое известное из таких путешествий совершил Одиссей. А в славянских изображениях ночное солнце часто увозят по подземной реке лебеди.
![]() |
Иллюстрация из "Язычество древних славян" Рыбаков Б.А. |
![]() |
Хляби небесные на наличнике Плёса, Ивановская обл. Источник http://plios.ru/pub/plyesskie-nalichniki-oberegi/ |
![]() |
Хляби небесные и струи дождя, Плёс, Ивановская обл. Источник http://plios.ru/pub/plyesskie-nalichniki-oberegi/ |
С водой тесно связаны змеи - они выползают на влажную погоду и являются предвестниками дождя. Таким образом зиг-заг может и змею изображать. На Пермских шаманских бляшках нижний мир изображён ящером, глотающим солнце.
Ящер - повелитель вод и подземного мира ещё в середине 20 века существовал в фольклоре славян. Но он - не только повелитель вод, но и страж на границе двух миров. Возможно в засуху или во время наводнений этому грозному духу приносили человеческие жертвы, выбираемые по жребию. Кстати, некоторые исследователи (2) считают, что детская игра-считалочка "Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом..." - искажённый отголосок тех обрядов.
Окно в некотором смысле тоже граница двух миров - внутреннего и внешнего, "своего" и "чуждого", поэтому на наличниках окон в России часто можно увидеть "охранников": ящеров, драконов или ужей-змеек.
Впрочем, как верно заметила prostomutter, змейку или ящера очень легко стилизовать под растительный узор, поэтому понять, что изображен именно ящер или змейка, не всегда возможно.
Во второй половине 19 - начале 20 веков мастера уже не помнили смысл узоров, они просто делали по образцу предков. И сохранили расположение узора там, где надо что-то защитить, на стыке "миров" - в домовой резьбе, на горлышках сосудов, на подолах и манжетах рукавов, на концах полотенец. Ну и как пожелание достатка по совместительству :-)
Вот и я решила использовать древний символ для обеспечения благополучия и защиты границы миров у меня дома. А как именно, расскажу в следующей публикации.
![]() |
Свернувшийся в кольцо хищник, в центре кольца три человеческие головы, внизу-двухголовый ящер. (Пермский звериный стиль. Бронза, литье.)
|
Ящер - повелитель вод и подземного мира ещё в середине 20 века существовал в фольклоре славян. Но он - не только повелитель вод, но и страж на границе двух миров. Возможно в засуху или во время наводнений этому грозному духу приносили человеческие жертвы, выбираемые по жребию. Кстати, некоторые исследователи (2) считают, что детская игра-считалочка "Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом..." - искажённый отголосок тех обрядов.
Окно в некотором смысле тоже граница двух миров - внутреннего и внешнего, "своего" и "чуждого", поэтому на наличниках окон в России часто можно увидеть "охранников": ящеров, драконов или ужей-змеек.
![]() |
Драконы Ростова Великого. Источник http://etno.environment.ru/news.php?id=81 |
![]() |
Змейки города Любимова Ярославской области. Источник http://nalichniki.com/lyubimye-nalichniki-iz-lyubima/ |
![]() |
Видите ящеров? А они есть. Галич, Костромская обл. Источник https://prostomutter.livejournal.com/129293.html |
![]() |
Змейки или растительный узор? Чухлома, Костромская обл. Источник https://prostomutter.livejournal.com/123271.html |
Вот и я решила использовать древний символ для обеспечения благополучия и защиты границы миров у меня дома. А как именно, расскажу в следующей публикации.
***
Ссылки и библиография:
(1) В.И. Бибикова "О происхождении мезинского палеолитического орнамента". Советская археология, №1 за 1965 год Стр. 3-8
(2) Б.А. Рыбаков "Язычество древних славян" 2-ое издание Москва, "Наука", 1994 г.
3. Н.А. Криничная "Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии". Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и смежных регионов. Петрозаводск 2008 г. Стр. 131-141.
Интернет-ресурсы:
1. Дракон-ящер на наличниках http://etno.environment.ru/news.php?id=104
2. Типы и символика наличников https://prostomutter.livejournal.com/127277.html
3. Самое полное собрание фотографий наличников http://nalichniki.com/
(1) В.И. Бибикова "О происхождении мезинского палеолитического орнамента". Советская археология, №1 за 1965 год Стр. 3-8
(2) Б.А. Рыбаков "Язычество древних славян" 2-ое издание Москва, "Наука", 1994 г.
3. Н.А. Криничная "Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии". Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и смежных регионов. Петрозаводск 2008 г. Стр. 131-141.
Интернет-ресурсы:
1. Дракон-ящер на наличниках http://etno.environment.ru/news.php?id=104
2. Типы и символика наличников https://prostomutter.livejournal.com/127277.html
3. Самое полное собрание фотографий наличников http://nalichniki.com/
Меня заворожило фото крестьянок, групповое.
ОтветитьУдалитьКак наряжены богато, сколько достоинства в позах и взглядах. и это крестьяне 19 века.
Во что они были превращены в 20-м.
Наряды конечно шикарнейшие! Естественные статичные позы, спокойные лица - девицы хороши по всем параметрам, сегодняшним моделям не чета.
УдалитьНо справедливости ради должна заметить, что это богатые нижегородские крестьянки, родители которых в основном занимались уже производством и торговлей, а не работали на земле. Крестьяне, работавшие на земле, особенно в перенаселённых малоземельных районах в большинстве своём были гораздо беднее. Имущественное расслоение в одном сословии к началу 20 века было очень сильное, что в том числе определило и дальнейшее развитие событий.
Для этого времени можно найти фото женщин, выглядевших жалко - работниц фабрик, бурлачек, крестьянок. А для 20 века - фото крестьянок с достоинством во взгляде. Люди и тогда и сейчас очень разные.
Спасибо за интересный пост!
ОтветитьУдалитьНаташа, рада что интересно! Скоро будет публикация о современном применении данного текстильного элемента, надеюсь не менее интересная.
УдалитьОчень интересно!
ОтветитьУдалитьНе знала,что узоры это отголоски прошлого)
Про наличники тоже, смотришь и видишь обычные орнаменты, а там ,оказывается ,всё заранее продумано!
Ира, спасибо! Большинство классических узоров идут из глубокого прошлого и несут смысловую нагрузку. Обязательно расскажу ещё про некоторые из них.
УдалитьНаличники это вообще целый мир и отдельная тема! И моя мечта...
Не знала про срез бивней мамонта. Интересно. А еще интересно как рукодельницы этот зигзаг тряпочный изготавливали? Не, ну вязаный то понятно. а вот, например, как на втором фото?
ОтветитьУдалитьПодумала, что у нас в Томске знаю один-единственный дом со "змейским" узором. Есть еще дом с драконами, но это чистая стилизация норвежских домов. А вот всякие змейки-ящеры на томской земле не прижились. Ну и слава богу. Не хотела бы я жить в "змейском" доме;)))
Таня, обязательно расскажу и покажу как он делался - там ничего сложного на самом деле нет, как оказалось.
УдалитьЯ очень хотела показать Томские наличники, но оказалось что драконы характерны больше для Русского Севера, а змейки и ящерки - для центра и юга Европейской части России. У вас же свои темы: точёные башенки в виде куполов на наличниках Томска указывали на принадлежность хозяина к дворянскому сословию, а "склонённые знамёна" обозначали, что что в доме есть погибшие из ушедших на военную службу (инфо отсюда http://gorod.tomsk.ru/index-1361810639.php)
Ань, если "знамена"-это то, что мы называем "занавесочки" или шторки, то, думаю, в статье гон. В смысле это может быть одной из версий, но вряд ли это так. У нас эти "шторки" на каждом втором доме, в том числе на доходных домах. Характерный наличник Томска. У нас распространено мнение, что эти занавесочки означали благополучие, поэтому так широко использовались при строительстве. Доходные дома то купцы строили!
Удалитьну и про точение башенки тоже впервые слышу. Прочту статью. По-моему, кто-то не сильно умный писал;)
Таня, возможно и так. Про змеек, ящериц и драконов тоже конечно прям 100% утверждать нельзя, как и вообще про всё, что настолько отстоит от нас во времени. Но тут по крайней мере подтверждается инфо данными смежных наук и ИЗО источников.
УдалитьЯ не сильно погружалась в тему знамён и башенок - всё-таки тема исследования у меня другая. Никакого времени не хватит, если отвлекаться. Спасибо за информацию, учту.