четверг, 7 июня 2018 г.

Где взять дополнительные руки, чтобы всё успевать?

У меня реальный ритм жизни вообще не соответствует тому ритму, который для меня идеален. Я люблю жить неспешно. А в реальности сплошная активность - работа, где сейчас жуткий завал, огород, уборка и готовка, которых никто не отменял, да ещё добровольно всякие лекции посещаю. На рукоделие сейчас вообще один, в лучше случае два вечера в неделю могу выделить. В общем почти стандартный вариант женщины-многостаночницы (детей не хватает для полноты образа). Где взять дополнительное время или ещё пару рук? Такая проблема существовала у нашего пола во все времена. Как добавить в сутки дополнительные часы никто так и не сообразил, а вот как добавить себе дополнительные руки придумали :-)
Вот она - универсальная помощница, "Десятиручка".
Она и по хозяйству поможет...
... и с готовкой ....
Заквашиваем йогурт.
.... и в рукоделии подсобИт.

Предисторию создания этой куклы я уже рассказывала здесь. Немного дополню - в книгах по традиционной тряпичной кукле написано, что первую куклу, сделанную своими руками, надо оставить себе. Так что перед тем, как создавать Веснушку-Зеленушку пришлось задуматься о том, какую куклу создать для себя.  Впрочем, думать долго не пришлось, выбор был сделан мгновенно.
Существует 2 типа кукол-Десятиручек:
- из мочала или соломы. В таком случае их ещё называли Расщеперенной или Расщепухой. Есть информация, что таких Десятиручек делали "для себя" и  после изготовления их сжигали, но подтверждения в научных источниках я пока не нашла. Впрочем, возможно так и было. Оставляю для себя этот вопрос открытым.
- из ткани. Таких Десятиручек делали очень тщательно, украшали и дарили. Такую куклу делали в том числе и для невесты из подола материнской рубахи.
Десятиручек делали на Покров 14 октября, когда садились за рукоделие и дарили  на Филипповку (Филиповский пост, с 27 ноября).
Десятиручку можно отнести скорее к обережным куклам. Её основное предназначение - помогать девушкам и женщинам в различных делах: по хозяйству и в рукоделии.
Так как кукла для себя, использовала как основу кусок старой льняной простыни - на ней ещё бабушка спала. Сарафан у Десятиручки из той же ткани, из которой у бабушки был халат. Остальные ткани новые. Использование для куклы-помощницы тканей, связанных с бабушкой, не случайно - мне всегда казалось, что она успевала всё и никогда не сидела без дела! Вот и назвала я куклу Нюрой в честь бабушки. Ну не могла я допустить, чтобы моя помощница была без имени!
Когда делала руки, приговаривала, в чём каждая из них будет мне помогать. На всё, в чём мне нужна помощь, рук еле-еле хватило.
Бабушка. Всегда при деле.

У тех, кто видел эту куклу, возникли интересные ассоциации, которые имеют мало отношения к её функциям, но на первый взгляд имеют много общего с Десятиручкой.
У одних возникает ассоциация с индуистскими божествами, Шивой и Брахмой. У этих божеств, как считают последователи индуизма, многорукость  имеет высокое духовное, символическое значение, а не разменивается на практические мелочи. Да и рук у них чаще всего всего 4.
Шива. Индия. Фото из Интернета.
 Женские многорукие ипостаси богини-матери - Дурга и Кали, тоже многоруки. Дурга, кстати, имеет чаще всего как раз 10 рук (может и больше и меньше). Но и они тоже не размениваются на повседневные дела. Так что тут все совпадения - случайны :-)
Дурга. Индия. Фото из интернета. 
Кстати, в православии тоже есть многорукое изображение - это Богоматерь Троеручица. Но и у нёе лишняя рука не имеет никакого отношение к помощи в обыденных делах. Третья кисть в первоначальной иконографии из серебра и составляет часть серебряного оклада иконы: это благодарность преп. Иоанна Дамаскина за чудесное исцеление (если коротко, у него приросла отрубленная рука). В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащей Богоматери, а не приложенной отдельно, поэтому и кажется она троерукой.
Оригинал иконы из афонского монастыря Хиландар

Современный русский список.
А вот ассоциация, которая возникла у моей племянницы - паук, как ни странно, имеет больше общего с нашей Десятиручкой. По-гречески паук - αράχνη (aráchni). В греческой мифологии есть миф о Арахне, искусной мастерице, посмевшей вызвать на состязание в искусстве ткачества саму богиню Афину, лучшую в этом ремесле. Афина признала мастерство девушки, но возмутилась созданным ею в своей работе образом богов - слабых, подверженных человеческим страстям.  За глумление над богами Афина превратила девушку в паука, обречённого вечно ткать. А может быть богиня позавидовала искусности Арахны в ткачестве?
Картинка из Интернета. Жаль, не нашла автора.
Ну и наверняка картинки с многорукой-всё-успевающей женщиной видели все. В общем то это современный образ куклы-десятиручки и женщины-хозяйки вообще.
Картинка явно вдохновлена индийскими богами (одежда, украшения, поза), а смысл получился как у Десятиручки. Вот такая эклектика.
А у вас какие ассоциации возникли? Есть ли у вас помощники - реальные или виртуальные? Или вы всё успеваете сами (если такие женщины вообще существуют)?

18 комментариев:

  1. Какой там успеть все сделать.Всегда вспоминаю сотрудницу,которая старше меня на 13 лет,она в свои 55 говорила,не та у меня уже скорость и не могу я столько дел делать,как в молодости! Я все удивлялась и думала,что это от характера человека зависит.Теперь понимаю,что нет-глазами и умом сделала бы многое,а вот в реальности ничего не успеваю.
    Куклу,когда рассматривала на первом фото,ассоциации возникли с пауком.
    С бабушкой трогательное фото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, спасибо! Да уж, с возрастом как-то медлительнее становимся.
      Такой трудолюбивый паучок Нюра получился. :-)
      Одна из немногих повседневных фото бабушки. Очень оно нравится мне.

      Удалить
  2. Аня, спасибо, очень интересные ассоциации.А бабушки всегда все успевали, всегда были заняты, такими мы их и помним. А самой мне точно третий руки не хватает, особенно на кухне:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина это точно! А мне в шитье и вышивке лишних рук больше всего не хватает - столько хочется успеть, а в реальности всё очень медленно шьётся.

      Удалить
  3. Анна , интересная кукла и прототипы!
    Да, бабушки и мамы многое успевали, при том, что у них небыло таких современных помощников . Я в меру сил всегда старалась выполнить "обязательную программу", сейчас проще, дети повзрослели и я не так трепетно отношусь к тому, что что-то не успела, научилась расставлять приоритеты :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, согласна - надо уметь расставлять приоритеты. И припахивать других помогать (никак этому не научусь). Мама у меня тоже многое не успевает, но как то спокойнее сейчас к этому относится. А вот бабушка как будто всё успевала. Другое поколение.

      Удалить
  4. А мне вот именно эта куколка из обережных всегда жутковатой казалась (и кажется) . Однозначная ассоциация с пауком. Брррррррр...
    Лучше я двумя руками, но о-быстрому;))
    Про троеручницу в иконах никогда не слышала, интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На первый взгляд многих пугает - очень уж непривычно выглядит. А я уже привыкла к ней и полюбила. Иначе бы имя не дала. У меня имена имеют только те вещи, которые я люблю.
      Вот начинаешь изучать тему и много интересного находишь. Я тоже про Троеручицу не знала раньше.

      Удалить
  5. Каждой рукодельнице по десятиручке в помощь! Я бы с удовольствием такую куколку сделала себе))) Спасибо за интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, обязательно надо сделать! Делается она просто и быстро. В Интернете есть МК наверняка. Если соберёшся делать, (можно на ты?) могу подсказать что и как.

      Удалить
    2. Анна, конечно на ты))), одна моя знакомая делает обереги - кукол, недавно она подарила моей маме куклу Пасхальницу. Надо будет ее рассмотреть получше. Мама сказала, что эту куклу передают по наследству.

      Удалить
    3. Пасхальница? Не слышала о такой. Надо обязательно изучить!
      Кукла по наследству - это так здорово! У меня есть мамина кукла, правда обычная резиновая и её же медведь плюшевый - тоже по наследству перешли.

      Удалить
  6. Очень интересно, столько всего узнала, спасибо! Куколка весьма необычная получилась, занятная:) У меня даже никаких ассоциаций не возникает... Не знаю, а надо ли всё успевать? Может, дамам сложить некоторые из своих полномочий и доверить что-то своим благоверным? У меня мать уехала когда из дома по делам, так папашка как принялся полы мыть-намывать, супы варить и прочея хозяйский беспредел творить - как будто только того и ждал, чтобы себя в хозяйстве применить:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лана, да пожалуйста! Столько интересного накопала - почему бы и не поделиться?
      Ой да, у меня папа тоже и готовить умеет (вкусно кстати), и посуду помыть и убраться может, когда один остаётся. Служба в армии и раннее начало самостоятельной жизни не прошли зря. Проблема только в том, что его понятие о чистоте и порядке не всегда соотносится с нашим :-) И вообще - не мужское это дело по его мнению. Тем более что он у нас и так трудится целый день, а не бездельничает.

      Удалить
  7. Аня,как я понимаю тебя! Мне в своё время тоже рук не хватало,а сейчас сидя на пенсии я могу больше времени посвятить своим любимым увлечениям,вязанию,сейчас решила научиться валянию,нахожу время на чтение. Удачи тебе племянница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, ждём шедевров теперь в технике валяния не меньших, чем в вязании! Спасибо!

      Удалить