среда, 26 июля 2017 г.

Первые шаги по новому пути. Традиционная русская вышивка. Досюльный шов.

Закончив свою вышивку Сирень, длиной в 15 лет, я почувствовала, что ею подвела итог своему "роману с крестиком". Не скажу, что больше не буду вышивать крестиком, но думаю, что научилась в этом виде рукоделия всему, чему было возможно и не вижу перспектив для развития лично для себя. Буду неспеша заканчивать долгострои, может что-то новое начну, но сейчас всё моё внимание приковано к неизведанному, в большинстве своём новому для меня миру традиционной русской вышивки.
Конец полотенца.1820-е гг. Село Вонгуда Онежского уезда Архангельской губернии. 24 х 34,5. Государственный Русский музей. // Русская народная вышивка. - М., "Искусство", 1972.
А это мой образец в процессе отшива на берегу моря.
Я уже пару лет изучаю русский традиционный костюм. А он без вышивки немыслим. Но найти толковый материал именно по технологии вышивки мне не удавалось. Давно заметила, что если ты что-то упорно ищешь, то нужное (книги, люди) сами появляются в твоей жизни. Так и на этот раз получилось - мне удалось попасть на курсы вышивки к Аграфене Ключниковой в доме ремёсел "Славич".
Начали мы как раз с досюльного шва ("роспись"," вперед иголку"," русский шов"). И знаете что? Я влюбилась в эту вышивку! Красивая, гармоничная, продуманная.
Тадам!!!! Мой первый отшитый образец (сэмплер).
И с идеальной изнанкой!!!! Это действительно народное достояние.
Лицо
и изнанка.  Найди 10 отличий :)


У Аграфены есть прекрасная статья про традиционную вышивку  " Реликтовый лес " традиционной вышивки, а в группе Родная Земля Творческая Мастерская есть прекрасные альбомы, где можно не только увидеть образцы такой вышивки, но и освоить её основы.
Пока на занятиях мы шьём образцы, чтобы понять принцип, набить руку и освоить приёмы выполнения основных узоров и швов. Параллельно Аграфена даёт нам множество нужной информации о материалах, технике, семантике узора, истории. Отшиваем мы в основном Вологодские, Каргапольские и Тверские мотивы. Ну а так же общерусские.
Так подробно пишу про курсы и даю ссылки потому что сама испытывала проблемы с поиском информации по теме. Может кому-то эти ссылки будут полезны.
Рисунок легко запоминается - после того, как вышьешь один рапорт, другие уже шьёшь по памяти или ориентируюсь на уже отшитое, что очень удобно - в схему смотреть не надо. Поэтому для вышивки можно использовать каждую свободную минутку, да и на отдыхе очень удобно  вышивать. Мой первый образец заполнен и  я готова его Вам показать. И в кои то веки мне не стыдно за изнанку, хотя до идеала ещё ой как далеко!
Второй интересный шов - косичка. Его возможности я раскрываю сейчас - оказывается им можно шить целые узоры!
Материал: канва Линда, 100% хлопок, нитки мулине ПНК Кирова. Швы досюльный и косичка.
А теперь расскажу, как отличить лицо от изнанки.
Птички с лица. Стоят птички на шве "косичка".
Те же птички, но с изнанки. Здесь косичка выглядит как две параллельные линии. Вот так и можно отличить лицо от изнанки
И ещё меня спрашивают про этих птичек. Птички головой вниз - так и должно быть.
 P.S. Не так давно Лена Денисова, блог Авоська рукоделок высказала интересную мысль: "Я тут подумала,что в детстве мы мечтали,чтобы изобрели машину времени.Её изобрели!Мы выросли,но к нам вертаются наши игрушки из детства. Разве это не машина времени?Ну и что,что работает она лишь в одном направлении...Работает же!"
А я подумала, что для меня такая машина времени - вещи, которые приходят ко мне из прошлого, как этот стул или традиционная русская вышивка с её вековыми, застывшими во времени узорами. Всё это оттуда, из прошлого, но существует в нашем времени. Разве это не здорово?

17 комментариев:

  1. Вышивать не умею совсем, поэтому к вышивке отношусь как к художеству. Мне нравится орнаменты в традиционной русской вышивке, присутствие красного цвета и обережные символы. Аня, как у тебя на всё хватает время! Ты молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, времени как раз не хватает, но т.к. эту вышивку можно делать практически где угодно, вышивается достаточно быстро.
      Мотивы завораживают, как и сочетание белого с красным. Ритм рисунка тоже затягивает - как начинаю вышивать узор, так не могу остановиться.
      Обережной силой по моему мнению обладают все рукодельные вещи, в изготовление которых вкладывается душа. Не важно, вышито ли это, связано, или сшито. Для меня в первую очередь узор в традициной вышивке - способ передачи информации, мировоззрения и мировосприятия предков. Вот птички например... Если на изображении есть птицы -
      значит повествует изделие скорее всего о чём-то, происходящем не на земле. Или почему одни узоры изображали на одежде, а другие - только на бытовых вещах? Вопросы, вопросы... и предмет для размышления.

      Удалить
  2. Интересный опыт. Мне лично нелегко сойти с проторенного пути, потому горячо приветствую твои, Анна, такие вот поиски себя! Вышивка прекрасна в своей простоте и в то же время сложности, ведь все эти узоры несут тайные смыслы.
    Это и правда здоровская машина времени. С удовольствием попутешествовала тоже:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Развиваюсь, а что делать! Иначе скучно жить будет. Как ты точно выразилась про простоту и сложность - так и есть.
      Скоро будет ещё одно путешествие во времени - закончила уже следующий образец, осталось сфотографировать и выложить. Приглашаю!

      Удалить
  3. Ответы
    1. Даша, спасибо! Будет ещё интереснее - это ведь самый простой шов, а впереди столько ещё всего!

      Удалить
  4. Красивая работа! Да, раньше каждый символ на вышивке о чем-то говорил, о семье, умерших чтимых родственниках, о мечтах, о пожеланиях. Обереги, напутствия... В старых музеях далёких от Москвы городов иногда попадаются музейные работники, которые могут еще могут рассказать об этом. К сожалению, не запомнила где встречала. Мне такие узоры видятся на рушниках и занавесках - где важно "сохранить лицо" с изнанки))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это не просто рисунки. Все они имеют значение, и не только обережное. По узору можно много сказать о месте жительства, социальном статусе. А исследователю - проследить культурные связи. Нам наш преподаватель об этом рассказывает - она сама ездит регулярно в экспедиции, работает в фондах и музеях.
      Согласна, рушники (ширинки, утерки, полотенца) и занавески - самое лучшее место, чтобы показать всю красоту этого шва. Но он и на рубахах часто использовался.
      Есть два пути в использовании традиционной вышивки:
      Первый путь - реконструктора. Тут на первом месте - внимательность к деталями и огромное уважение к наследию предков. Кроме правильного подбора материалов очень важно использовать узоры "по назначению" - т.е. без этнографического подтверждения хотя бы узор с полотенца не вышивать на одежде, а "женские" узоры не вышивать на мужских рубахах, как часто делают. А по хорошему ещё учитывать для кого был костюм-источник: для молодухи, девушки, невесты или матери семейства. Ну и не смешивать узоры разных регионов в одной работе без достоверного этнографического источника, как в данном случае. Тут это допустимо, т.к. это просто образец. А ещё выдёргивать узор из сюжета надо с осторожностью... В общем,очень много тонкостей, но тем интереснее. Минус возможно только один - традиция не приемлет полёта фантазии. Но зато всё уже отточено веками и результат при должной аккуратности будет точно красивым и гармоничным.
      Второй путь - использовать традиционную технику и сюжеты, создавая современные авторские изделия. Но тут очень легко впасть в крайности - или в "клюкву" или до такой степени исказить первоисточник, что результат станет просто глумлением над традицией. Не зарекаюсь от этого пути - идеи есть и это своего рода развитие традиции. Ведь, как ни странно для нас это звучит, в деревне в прошлом тоже была мода, тоже были сторонние воздействия и на вышивку они очень даже влияли. Просто это происходило очень очень медленно.
      Пока иду по пути реконструктора - готовлюсь потихоньку к отшиву своего первого изделия в этой технике по этнографическому образцу. И мне очень интересно, что получится.

      Удалить
  5. Заинтриговали!Так самобытно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, очень точное слово - самобытно!

      Удалить
  6. А почему птички головой вниз и почему они с головой в обе стороны, что это значит?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ула, этнографы считают, что птица весьма архаичный символ и, наряду с конём, знаменует собой солнце (тепло, свет, богатство, урожай). Двуглавие птиц (включая кстати геральдического двуглавого орла) по мнению некоторых учёных, является выражением дуальности восприятия мира (летнего-зимнего, хорошего-плохого, земного-небесного, жизни-смерти, шире - темы близнецов в мифологии).
      И в то же время в образе птицы олицетворялись души умерших (и это до сих пор так - вспомните песню "Журавли" в исполнении Марка Бернеса или как изображается Святой дух (голубь).
      У меня птицы вырваны из контекста, поэтому тут они просто образец вышивки. А вообще их значение зависит от того, на чём и в какой "компании" они вышиты.
      Если тема интересна, почитайте этнографов и археологов - Г.С. Маслова, Амброз А.К., Работнова И.П., Богуславская И.Я., Рыбаков Б.А.

      Удалить

    2. Про души умерших знала, а вот про дуальность - впервые.
      Почитаю, спасибо!
      А все же, почему вниз головой?) Это отсыл к нижнему миру какой-то?


      Удалить
    3. Да, могу предположить что это души предков как оберег рода если они вышиты внизу полотенца, под чертой (т.е. под землёй).

      Удалить
    4. А вот если они вышиты на оплечье, то только для стороннего зрителя они будут вниз головой. А для носящего рубаху - вполне себе вверх головой.

      Удалить
    5. Как интересно! Спасибо еще раз.а что почитать посоветуете про значение вышивок вообще?
      Вот этого хватит?
      "Если тема интересна, почитайте этнографов и археологов - Г.С. Маслова, Амброз А.К., Работнова И.П., Богуславская И.Я., Рыбаков Б.А."

      Удалить
  7. Для начала этого вполне достаточно. А так в каждой научной книге есть список литературы, которую тоже можно почитать. Главное - не зацикливаться на узкой теме вышивки. Она плотно связанна с жизнью в целом - мировоззрением и мировосприятием, природой, бытом, историческими и экономическими реалиями. Когда изучаешь в целом мир народа, понимания больше.

    ОтветитьУдалить