вторник, 25 февраля 2014 г.

Красота простоты – японская техника вышивки «Сашико».

 Первый стежок, который мы учимся делать – банальный «вперёд иголку». Что может быть проще и скучнее? У нас его используют в основном для смётывания деталей при шитье и изредка для стёжки. Но японки, умеющие видеть красоту в самых простых вещах, на его основе создавали и создают настоящие произведения искусства.

Ну а это мои первые скромные потуги…



Искусство ручной вышивки «Сашико» возникло как необходимость.

"Самый древний образец вышивки "сашико" относится к VIII веку, а наибольшего расцвета она достигла в Японии в ээпоху Эдо (1603-1867). Строгое законодательство запрещало представителям низших классов носить одежду из ярких тканей с крупными узорами. В то время одежду делали из домотканых материалов, изготовленных из натуральных природных волокон льна, пеньки, китайской крапивы, конопли и других растений. Нарядную одежду переделывали сначала в рабочую, потом – в сумки и фартуки, и, наконец, в тряпки для уборки! (фукин) – все с помощью техники сашико. Крестьяне могли использовать красители из индиго, поэтому в доме всегда были старые ткани синего цвета, а нужда заставляла хозяек несколько раз перелицовывать поношенную одежду и использовать каждый клочок старого материала. 
К сожалению, домотканое полотно плохо защищало от холода и ненастной погоды, и люди начали простёгивать несколько слоев ткани сразу, обнаружив, что сшитая таким образом одежда становится намного более теплой и удобной, а так же прочной.
К эпохе Мейдзи (1868-1912) вышивка "сашико" превратилась в традиционное зимнее рукоделие фермерских общин на севере Японии, где из-за сильных снегопадов любая другая деятельность была невозможна. Белые стежки на синей ткани, окрашенной индиго, напоминали хлопья снега, летящие с неба на крыши хижин, где вокруг очага сидели вышивальщицы. Умение шить было важной составляющей семейной экономии, так что девушка, стремящаяся удачно выйти замуж, обязательно должна была овладеть мастерством "сашико". Зимой, когда работы на фермах не было, девушки и молодые женщины посещали деревенские классы шитья, в которых секреты "сашико" передавались из поколения в поколение.
В ходе реформ в период Реставрации Мейдзи старое строгое законодательство было отменено, и теперь крестьянам разрешалось носить одежду из ярких тканей с крупными узорами. Хлопковые ткани стали дешевле и доступнее, и японки начали использовать их для пошива нижнего и постельного белья. Именно в это время сашико начали применять не только в практических, но и в декоративных целях. На основе традиционных японских узоров были разработаны еще более изысканные и сложные в исполнении мотивы."
По материалам книги Сьюзан Бриско, «Сашико. Японское искусство вышивки», издательство АРТ-РОДНИК, 2007 

Конечно же меня, как экономную рукодельницу, «хомячка» и чуточку «Плюшкина» очень заинтересовала эта техника. О том, что написано выше, я узнала намного позже, чем выполнила свою первую работу в технике «сашико».
Началось всё с публикации в моём любимом журнале «Вышиваю крестиком» за февраль 2014, где предложен простой образец такой вышивки и написано, что с её помощью реставрировали одежду. А у меня как раз требовали ремонта аж 3 штуки джинсов и я давно ломала голову над тем, как художественно поставить заплатки, чтобы в них можно было ходить в городе. Статья оказалась очень кстати.
Итак, начала я с тех джинсов, где дырка самая большая. Приметала контрастную заплатку с изнанки, нарисовала прямо на джинсах от руки узор «из головы» с помощью круглой крышечки, линейки и мыла. 
Взяла коричневую швейную нить – в 6 ниток, и начала по контуру прошивать круги швом «вперёд иголку». Опять же, я не соблюдала все правила вышивки в техники «сашико», т.к. в журнале подробно она не была описана. О правилах я узнала намного позже.
Таким же образом, только использовав заплатку «в тон», я зашила – задекорировала ещё двое джинсов.
Джинсы ремонт и обновление.


Джинсы ремонт и обновление
Заинтересовавшись техникой, дающей такие результаты при минимальных затратах, я решила почитать про неё  побольше. Информации нашлось на удивление много. Планирую вышить теперь что-нибудь в этой технике по всем правилам. Так что ждите «шедевра».

P.S. Что меня поразило – тряпки для уборки с вышивкой!!! У меня рука не поднимется на такое! В нашей стране тоже в эпохи дефицитов часто перешивали вещи и многие из них проходили свой путь от одежды до тряпок. Моя бабушка, например, ставила заплатки на мешки из мешковины, и хотя заплатки она ставила очень аккуратно, эстетики здесь нет.


Это удивительная черта японского характера - превращать обыденное в искусство, поражает и вызывает уважение.

Использованы материалы с сайтов http://ru-sashiko.livejournal.com/ и http://susanbriscoe.blogspot.ru/ 

5 комментариев:

  1. Люблю Сашико...одно панно у меня уже живет над кроватью, в планах еще пара вещей.
    Японки уникальны в своих рукоделиях, знаю это не по наслышке.
    Ваши джинсы оригинальны и интересны...можно пользоваться для сашико нитками № 10, мулине в несколько сложений, Ирисом для вязания...

    ОтветитьУдалить
  2. По какой то непонятной причине не могу добавиться в читатели((((
    Может быть стоит переустановить гаджет ПЧ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, действительно не работало - спасибо, что написали об этом. Исправила - всё работает, буду очень рада, если будете меня читать! Надеюсь, что в ближайшее время смогу показать своё первое настоящее изделие в технике сашико. Я купила для него нитки "снежинка" - они похожи на Ирис, только немного тоньше.

      Удалить
  3. Японское рукоделие - это просто чудо! Я - большая его поклонница. А способ реставрации джинсов возьму на заметку. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна насчёт японского рукоделия. Жаль я до сих пор не вернулась к этой технике.

      Удалить