понедельник, 21 января 2019 г.

Русский Север

Год начинается с хорошей выставки. 13 января сходила на выставку "Русский север" в Историческом музее (выставочный зал Музея войны 1812г)

Выставка интересна тем, что показывает все аспекты великолепной материальной культуры именно этого региона - эмаль, филигрань, чернь, вышивка, костюм, многообразные росписи, да и то не всё (Мезенская, Пермгородская представлены плюс расписная мебель), иконы и духовная культура старообрядцев. Это яркое, гармоничное, радостное, высокохудожественное и живое искусство, которого трудно ожидать от сурового монохромного Севера, который изображён на афише выставки.
Дверь. Вологодская губерния вторая половина 19 в.
Мне понравилось всё.
Во-первых, убедилась что в запасниках ГИМа полно сокровищ - выставлены однозначно лучшие и интереснейшие экземпляры! Во-вторых, порадовала грамотная экспозиция - всё логично, все экспонаты понятно подписаны, их удобно рассматривать. И костюмы правильно надеты :-) Ещё мы попали на экскурсию с прекрасным экскурсоводом, знающим и любящем то, о чём говорит.
Вышитые подзоры с барсами, птицами, древом жизни и "лягушками" Вторая половина 19 в.
Сундук. 17 - начало 18 в.
Ниже - чудесные прялка, бурак и сундук второй половины 19 века из с. Помазкино Пермогородской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Автор росписи - Яков Ярыгин и в этом её уникальность. Обычно изделия народных мастеров были безымянны, а тут автор оставил подпись.



Костюмов мало, но все 4 - прекраснейшие экземпляры. Какая вышивка! Посмотрите на второй костюм - весь фартук вышит крестом! Зацените вышивальщицы!
А какие боры (складочки на дущегрее) на 4ом фото!
Рубаха-покосница. Олонецкая губ, Каргопольский уезд  Вт. пол. 19 в. Пояс - Архангельская губ. Нач. 20 в.
Праздничный женский костюм. Вологодская губ. 19 - нач. 20 в. 



Рубаха-покосница. Олонецкая губ, Каргопольский уезд  Вт. пол. 19 в. Пояс - Архангельская губ. Пинежский уезд 19 в.
Душегрея, вид сзади. Конец 18 - начало 19 в.


А вот эта маленькая вещичка меня очаровала - женщины во все времена любили милые рукодельные мелочи. Это заколка для пряжи с зеркальцем, судя по надписи - подарок (1889 г. надпись на рамке "Кого люблю того дарю")! Судя по дырочкам, были ещё какие-то подвески.

Обычные окованные двери.  А внутри.. роспись!
Створы двери. Холмогоры. 18 в. На одной внутри - резьба, на другой - роспись.


Северная иконография часто непривычна нам. Но в Вологде я видела ещё более необычные иконы.
Огненное восхождение пророка Илии. начало 16 в.Руский Север
А змея, подобного тому, что на этой иконе, я видела и в лубке 19 в. и в литографии начала 20 в. художницы-авангардистки Натальи Гончаровой (см внизу публикации).
Чудо великомученика Георгия о змие. Русский Север. Начало 18 века.
А вот старообрядческий лубок "О сластолюбии" из коллекции художника Михаила Ларионова с его выставки в Новой Третьяковской галерее в 2018 году. Похожи змеюки, да?

Вот это - уникальная штука. Походная церковь. Конец 16 - начало 17 в. Русский Север.
Внизу были дверцы где всё хранилось, вверху были иконы.

Русский старообрядческий Север уникален для нашей страны ещё и тем, что там кроме икон бытовала деревянная церковная скульптура. Например вот покровительница женщин и в частности рукодельниц Параскева Пятница (17 век, Русский Север).
Эта икона необычна своей техникой - оклад выполнен тиснением по позолоченному левкасу (традиционный грунт для икон - мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла), что создавало иллюзию драгоценного оклада)
Избранные святые. Поморье, середина 18 в.
На иконе представлены повсеместно чтимые святые целители, защитники скота: священномученик Власий, святитель Иоанн Златоуст, мученики Лавр и Флор, великомученица Анастасия Узорешительница. 
Расписные кресты 17-19 вв. и Троица Новозаветная с предстоящими Богоматерью и Архангелом 18 в. (изображение Св. Духа в виде голубя было видимо утрачено).
Старообрядческий рисованный лубок - вообще отдельная тема, которая интересует меня всё больше и больше. Здесь и исторические события, и мифические птицы, и религиозные сюжеты. И даже портреты.
Расправа воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания (событие это произошло во времена царя Алексея Михайловича, 1670 г).
2ая половина 19в. 
Райская птица Алконост. Выговский центр (крупный старообрядческий центр в Олонецком уезде).
Конец 18 - нач. 19 вв.Чернила, темпера, золото.
Райская птица Сирин. Выговский центр. начало 19в. 
Справа - атрибуты и символика старообрядцев, слева - РПЦ.
Выговский центр, конец 18 - начало 19 в.
Эта мне особенно понравилась.
Душа чистая. Первая половина 19 в., Выговский центр. 



Даниил Викулин. Андрей Денисов. Семён Денисов. Пётр Прокопьев.
Выговский  центр. нач. 19 в. Чернила, темпера. 
Для чего ходить на такие выставки? Чтобы изучать родную культуру и открывать её многообразие. А ещё за вдохновением.
Талантливый человек способен без механического копирования, пропустив всё это через себя, создать новое гениальное произведение. Как это делала художница-авангардистка Наталья Гончарова, которая всё это видела в начале 20 века. В её работах - влияние и народной росписи, и иконографии и лубка и костюма. И тем не менее есть свой  яркий авторский стиль.
Лев. 1911 г. Холст, масло. Третьяковская галерея
НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Композиция с лошадями и птицами-сиринами. Эскиз занавеса к балету «Свадебка» на музыку И. Ф. Стравинского. Неосуществленный вариант. Около 1915
Бумага на картоне, гуашь, графитный карандаш. 53 x 73,5
Третьяковская галерея


Георгий со змием у неё тоже есть

Святой Георгий Победоносец, Из серии «Мистические образы войны», 1914 г.Литография
 Печалит лишь одно - мало посетителей. Это же подлинное искусство, а не китайская подделка под гжель или хохлому! Пора наконец увидеть настоящее русское народное, а не то, что нам выдают за него много десятилетий. Пользуйтесь возможностью те, кто живёт в Москве и Подмосковье или будет в наших краях. Выставка идёт до 20.05.19. Дополнительная информация на сайте музея https://shm.ru/shows/12336/

29 комментариев:

  1. Анна, мы тоже там были в декабре
    https://sashkinhouse.blogspot.com/2018/12/blog-post_9.html
    https://sashkinhouse.blogspot.com/2018/12/2.html
    Нам очень понравилось, выставка прекрасная! Мне тоже хочется, чтобы народу на выставке было бы побольше. Там очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, почитала твои публикации.
      Тоже люблю читать в старых книгах. Приятно сознавать, что понять, что там написано, возможно и не так уж и сложно, если потренироваться.
      И росписи северные очень-очень люблю - особенно за гармонию ярких цветов. Не каждому дано так сочетать их.
      Хорошие фото у тебя - с удовольствием рассмотрела всё ещё раз.

      Удалить
    2. Мы кстати тоже в книге организаторам свои отзывы оставили - считаю что это важно, если действительно понравилось.

      Удалить
    3. Конечно важно! Они же ждут реакции. Выставка замечательная!

      Удалить
  2. Очень интересная выставка, спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, пожалуйста. После хороших выставок всегда хочется поделиться увиденной красотой и рождёнными ею эмоциями.

      Удалить
  3. Аня,спасибо. Читала Сашины репортажи, теперь твои,очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, тоже прочитала Сашины посты, тем более у неё их целых два. Эта выставка стоит того, чтобы как можно больше людей про неё написали и на неё сходили.

      Удалить
  4. Да, выставка очень интересная! Если доберусь до ваших палестин - постараюсь попасть ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, это будет замечательно, если получится сходить.

      Удалить
  5. Аня, спасибо за репортаж с выставки и очень красивые фотографии. Костюмы необыкновенные, я так понимаю, что рубаха-покосница - это одежда для сенокоса, для работы в поле. Душегреечка хороша, складочки одна к одной, нарядиться бы в такую! Прялки чудесные, у бабушки и тёти были обычные прялки и я любила в детстве наблюдать за процессом прядения, волшебство какое-то, а на таких прялках, резных, да расписных и вообще фантастика! А лубок какой со змеюками семиголовыми, это ж надо так шеи переплести между собой, ай да художник! Походная церковь - что-то умопомрачительное, ничего подобного ранее не видывала. Спасибо!!! Будет возможность, обязательно побываем на этой выставке, время ещё есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, именно так - начало покоса и жатвы было не только работой, но и аграрным праздником. Такую красивую рубаху надевали в первый день работ, обязательно подпоясав. Не во всех областях и губерниях конечно было именно так - где-то просто сарафан или понёву подтыкали, где-то "подол" (юбку расшитую по подолу) надевали.
      О, я тоже всегда эти наряды на себя "прикидываю" - мой размер в большинстве случаев, как мне кажется. Душегрея обалденная!
      У одной из моих бабушек была самопрялка (с колесом которая) - она козий пух пряла и оренбургские платки вязала. Но увы - я не видела как она прядёт, т.к. она на Урале жила, а я в Москве. Куда прялка делать увы не известна. Очень люблю такие прялки расписные рассматривать - там целый мир!
      С фантазией на всяких чуда-юд у художников прошлого было всё в порялке, это точно! Что там змеи, какие у них львы классные - покажу как нибудь.
      Экскурсовод сказала, что вроде эта походная церковь - единственная в своём роде, уникальный экспонат.
      Будет возможность - сходите обязательно.

      Удалить
  6. Анечка, спасибо за рассказ! Осень интересно! Вышытый крестом фартук это что то запредельное!
    И расписные двери впечатлили.
    Время еще есть посетить выставку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, смотрю на этот фартук и примерно представляю, сколько времени было затрачено на его вышивку. Поэтому да - запредельное!
      Представляю себе дом с такой дверью - насколько же светлее и радостнее становился наверное дом от такой росписи! А ещё и прялка, утварь разная, сундуки, буфет могли стоять расписные.
      Если будет время и возможность - сходите.

      Удалить
  7. Аня,какая красота!!Росписи впечатляют!Вышивка интересная.Понравились наряды,,особенно праздничный женский костюм,,сколько ж на нем вышивки!!! и как гармонично это смотрится.
    Спасибо за экскурсию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, гармонично - это ключевое слово, как мне кажется. Столько разных цветов и деталей, а аляповато не выглядит.

      Удалить
  8. Анна, большое спасибо за экскурсию. Ах, как я люблю северные росписи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, всегда приятно поделиться красотой и радостью. И я люблю народные росписи, особенно северные.

      Удалить
  9. Да! деревянная церковная скульптура. Я про такую впервые в Тоболе прочла. И что даже последователи новой веры держали эти скульптурки в своих церквях.
    Дверь на первом фото сильно напомнила уральскую роспись. И да, душегрея шикарная!!! Спасибо, Аня, за показ и рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, на Севере вообще старообрядцы жили рядом с обычными верующими, поэтому взаимовлияния огромное. Да и подальше от начальства, т.е. Метрополита Московского и Всея Руси, а потом и Священного Синода, можно было многое себе позволить.
      Насчёт уральской росписи подмечено верно! Исследователи (например Барадулин В.А. в книге "Народные росписи Урала и Прикамья") отмечают, что как раз с Русского Севера, из этих мест, на Урал шли первые волны переселенцев, везя с собой свою культуру, искусство и свои предметы быта.

      Удалить
  10. Аня,очень интересная выставка!!!
    Люблю рассматривать росписи )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, и я люблю их рассматривать. Сейчас мезенскую изучаю - там есть такие забавные детали!

      Удалить
  11. Очень интересно и познавательно! Красивые фотографии! Аня, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  12. Аня, спасибо-спасибо-спасибо! Понравилось всё очень!

    ОтветитьУдалить
  13. Как интересно! Спасибо большое!
    У нас таких выставок, к сожалению, не бывает :(.
    Я тоже заметила, что народ у нас не жалует такие выставки. Как-то повели детей посмотреть на богатую культуру нашего края сначала в наш краеведческий музей, а потом в областной; в нашем не было вообще никого, а в областном кроме нас еще парень с девушкой :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, у нас тоже не так часто бывают, как хотелось бы. А ведь в запасниках что Исторического музея, что Музея декоративно-прикладного искусства столько всего храниться!!!
      Ну вот да - на шедевры европейской культуры, того же Куинджи в Третьяковку (а он представитель безусловно европейской школы живописи) очереди стоят, а на этой выставке очень мало людей.
      Краеведческие музеи часто обладают потрясающими экспонатами, но почему то в мозгах засело сознание что такой статус музея предполагает что-то местечковое, пыльное и неинтересное и не идут. И зря. У меня сестра недавно была по работе в небольшом городке в Иркутской области и от нечего делать (а там реально нечего делать!) сходила в местный музей. Вот у нас такого точно не увидишь - основная часть экспозиции посвящена строительству БАМа. Даже на фото очень интересно! Я бы тоже сходила, если бы меня туда занесло.
      У вас в Волжском уверена тоже много чего интересного есть в музее. Мне вот про масштабные стройки всегда интересно - типа Волжской ГЭС. А у вас там ещё и кочевники были, да и потом жизнь кипела...

      Удалить
    2. Да, у нас интересный музей, но, к сожалению, экспонатов мало. Хотя есть такие интересные экземпляры как бивни мамонтов и то что осталось нам от монголо-татарского ига.
      А вот зал посвященный строительству ГЭС не радует (там практически ничего нет). Зато как-то была в одной школе по работе и там мне показали музей, который был создан силами учителей в маленькой комнатушке. Там и муляжи местности до строительства ГЭС и много фотографий и история зарождения нашего города в схемах. Вот так бывает, что люди увлеченные создают такие интересные вещи.

      Удалить